Странности проекта «Хорошие дороги для Молдовы» выявил эксперт
Читайте также:
- Заасфальтировали грязь: возмутительный ремонт дороги снял на видео житель Флорешт (21.07.2018 17:29)
- Акцию протеста из-за грузовиков, уничтожающих дороги, устроили жители Новоаненского района (15.07.2018 18:30)
- Дороги в Кишиневе будут делать не Меркель, не Путин и точно не Бэсеску, - президент (01.06.2018 10:33)
Еще до запуска проекта «Хорошие дороги для Молдовы» правительство должно было провести инвентаризацию местной дорожной инфраструктуры в республике, а только после этого начинать работы.
Техническое состояние более 70% дорог общего пользования в стране не соответствуют стандартам эксплуатации. При этом властям до сих пор не известна общая длина местных и коммунальных дорог в Молдове, и они не могут предоставить официальных данных об их состоянии. В сообщениях Министерства экономики и инфраструктуры фигурирует примерная цифра в 30 тысяч километров дорог.
Правительств не обладает информацией об общей протяженности и состоянии дорог в республике, поскольку после обретения независимости по сей день власти не осуществляли инвентаризации местных дорог, утверждает Олег Тофилат. Международный эксперт по публичной политике и государственный экс-секретарь при Министерстве транспорта и дорожной инфраструктуры считает, что еще до запуска проекта его авторы должны были предоставить данные о финансовых ресурсах, необходимых для обеспечения надлежащего состояния дорог, которые впоследствии будут поддерживаться ежегодно.
По словам эксперта, сначала следовало провести полную диагностику и инвентаризацию дорог, после чего расставлять приоритеты. Однако в проекте демократов такой подход отсутствует. Недоумение вызывает и тот факт, что в Стратегии транспорта и логистики на 2013-2022 годы предполагается, что годовой бюджет Дорожного фонда составит два миллиарда леев, а правительство ограничивает его одним миллиардом, направляемым на обслуживание и ремонт национальных дорог.
Более того, Тофилат не находит объяснений относительно начала проекта «Хорошие дороги» в ситуации, когда все 16 уже запущенных проектов по реабилитации национальных дорог запаздывают из-за операционной несостоятельности: нехватки оборудования, рабочих и сырья.
- Последним примером является объездная дорога в Унгенах, которая должна была полностью финансироваться из европейского гранта, но поскольку мы вместе с чешским подрядчиком затягивали процесс, нам пришлось заплатить 40 миллионов леев из бюджета, хотя первоначально они должны были быть оплачены Европейской комиссией, – отметил эксперт по публичной политике.
В марте этого года правительство обязалось отремонтировать 1200 километров дорог за 1,6 миллиардов леев. Объявление было сделано с трибуны Демократической партии Молдовы (ДПМ), хотя проект «Хорошие дороги для Молдовы» осуществляется на государственные деньги.
Для ремонта 1200 километров дороги были подписаны договоры в каждом районе с 34 строительными компаниями, на общую сумму более 1,58 миллиарда леев. Больше всего километров дороги – 125, будут отремонтированы в Флорештском районе компанией «Dromas-Cons» за 67,44 миллионов леев. В то же время, самый крупный договор в рамках проекта был подписан с фирмой «Nouconst», которая отремонтирует 95 километров дорог в Унгенском районе за 88 миллионов леев. По сути, после победы на аукционах в четырех районах - Единецком, Глодянском, Каушанском и Кагульском - «Nouconst» получил больше всего денег по проекту демократов – 185,2 миллионов леев, сообщил портал zdg.md.
Учредителем и управляющим SRL «Nouconst» является Марин Сырбу, ранее признанный виновным в участии в актах по извлечению выгоды из влияния по делу о коррупции, по которому был осужден также бывший министр транспорта Юрий Киринчук. Тогда он отделался штрафом в 45 тысяч леев за то, что в качестве пособника экс-министра Киринчука оказывал давление на болгарскую компанию, чтобы та уступила половину выигранного договора с государством. Компании «Dromas Cons», «Irinda Prim» и «Genesis International», также заключившие миллионные договоры в рамках программы «Хорошие дороги для Молдовы», на протяжении последних восьми лет постоянно получали договоры с государством.
На сегодняшний день выполнено всего 42% от общего объема работ, запланированных в рамках проекта. Единственным районом, в котором были завершены работы по реабилитации дорог, является Дубоссарский, где аукцион выиграло АО «Drumuri-Criuleni».
Новости на Блoкнoт-Молдова