Молдова Четверг, 28 марта
Общество, 07.05.2021 16:42

В канун Дня Победы в Кишиневе невозможно купить Знамя Победы - магазины «политикой не занимаются»

В редакцию «Блокнот Молдова» обратился наш соотечественник Дмитрий Шипчанин.

Он посетовал на то, что в Кишиневе в канун Дня Победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне невозможно купить Знамя Победы.

– Хотел купить ко Дню Победы красный флаг Великой Победы над гитлеровским фашизмом! На центральном рынке его нет. Возле Органного зала никого нет – выгнали всех. Нашел их нынешнее месторасположение ниже Собора, но там сидят пока только живописцы. Зашел в магазин антиквариата, который находится возле мэрии Кишинева – есть только флаги Молдовы. Спросил про Знамя Победы, мне ответили, что они политикой не занимаются, что можно купить только молдавский триколор, что флаг Победы запрещен! Кто запретил?! Не знают. Я попытался объяснить продавщице и еще одной женщине, которая выскочила из заднего помещения, что это не политика, а история нашего народа, что на той войне погибло больше полумиллиона молдаван! Продавщица ничего не говорила, а вторая женщина набросилась на меня с упреками, мол, попробуй появиться в России с молдавским триколором! Я объяснил ей, что я не флаг России хочу купить, а копию Знамени Великой Победы, и заодно рассказал ей, что на 9 Мая в Питере я всегда ходил и с флагом России и флагом Молдовы по Дворцовой площади. Она сказала, что Молдова «не должна по закону была быть привлечена к той войне»! По какому закону?! «По тогдашнему!», - рассказал Дмитрий.

Он спросил женщину, есть ли в продаже хотя бы копии знамен Штефана Великого, со святым Георгием Победоносцем, который борется со змеем! И их не оказалось.

– А второй его флаг, с головой зубра? «Тоже нет!». Отправила меня в Россию? «Русские оккупанты должны уйти!». Попытался ей объяснить, что до прихода Драгоша-воеводы с молдаванами на этой земле жили русские, и это было Галицкое княжество, самое сильное при Данииле Галицком; что русские были на этой земле до нас, молдаван, что они здесь не оккупанты. Она убежала в свою каморку, - сообщил Дмитрий Шипчанин.

Он подчеркнул, что на фоне подобного рода настроений, продемонстрированный упомянутой женщиной, ему обидно за его отца.

– Он в 1943 году был призван в румынскую армию, прошел обучение в течении пяти месяцев, и этих новобранцев, должны были отправить на фронт. Но случайно он встретил в городе Бузэу своего родственника, который служил ординарцем у одного полковника контрразведки, и того родственника должны были демобилизовать по возрасту, но полковник просил его найти себе замену из молдаван с хорошим знанием русского языка, которому он мог бы доверять, так как его переводчик-молдаванин был из военнопленных, и полковник ему не всегда доверял; и чтобы новый был не просто ординарцем, а параллельно, незаметно слушал бы допросы и переводил потом услышанное.Таким образом, румынский полковник перестраховывался при допросах военнопленных солдат Красной Армии. Так мой отец и оказался ординарцем у этого полковника. Затем, в 1944 году, во время Ясско-Кишиневской операции полковник на личном самолете улетел из кольца окружения, просил и моего отца улететь с ним, уверяя, что при советской власти ему будет плохо жить; просил остаться при нем и дальше, а если НКВД докопается до того, что он служил ординарцем у этого полковника, то его уж точно, мол, расстреляют! Но мой отец не захотел улетать с ним, сказав, что хочет вернуться на свою маленькую Родину, в свое родное село! – рассказал Дмитрий.

Его отец, оставшись один, без своей воинской части, примыкал то к одной воинской колонне, то к другой, находившихся в котле.

– Есть было нечего, умирали с голоду прямо на ходу. Выкопали все съедобное, что можно было найти в земле, там, где шли колонны окруженных солдат. Неделю шли в одну сторону - русские! Неделю шли в другую сторону – тоже на русских натыкались. Как-то раз шел отец в колонне, двое поддерживали третьего, который в это время спал на ходу, так как немцы гоняли их и днем, и ночью на марше. Когда подошла очередь моего отца спать на ходу, почему-то его, обессилившего, бросили, и он пришел в себя, когда какая-то артиллерийская часть проходила мимо того места, где он лежал в канаве. Увидев что он шевелится, его подобрали, накормили, посадили на ствол большой пушки, и так он продолжил путь до какого-то большого озера, где им всем дали возможность отдохнуть, привести себя в порядок. Только тут ему удалось досыта наесться, и они с другими молдаванами решили убежать домой. Собралась какая-то группа, и они попытались убежать, но их поймали и завели в какой-то полевой лагерь, - вспоминает рассказы своего отца собеседник редакции.

Дезертиров было около трехсот, и на следующий день их должны были осудить и расстрелять за дезертирство, но они ночью решили убежать из лагеря. Очень хотелось жить в двадцатилетнем возрасте!

- И, как рассказывал отец, они, как стадо баранов, бросились на ограждение лагеря и стали убегать. По ним стреляли из пулеметов! Отцу повезло, успел убежать. Был в группе еще с двумя молдаванами, но они успели перессориться из-за отсутствия еды, и как-то ночью, прячась в воронке от авиабомбы, договорились не идти дальше вместе, а каждый – своим путем, чтобы не перебили друг друга. Отцу повезло потом – нашел на чердаке какого-то дома кучку сушеных слив и вот так, прячась днем и передвигаясь только ночами, прячась вначале от немецких патрулей, а потом и от встречи с советскими солдатами, за три недели добрался до дома, где прятался несколько дней в печи, но из-за длинного языка моей бабушки в сельсовете узнали о появлении отца с румынского фронта и пришли за ним. Завели в лагерь, в соседнее село, пугали расстрелом, но, в итоге, призвали в Красную Армию, и он закончил войну в городе Гёрлице, в Саксонии. А потом, пока добирались до Японии, война с японцами закончилась без него. Затем, когда 2 лагеря японских солдат подняли бунт и вырезали 2 роты советских солдат, которые их охраняли, ему повезло больше, он служил в роте, которая охраняла японских офицеров, и те не примкнули к солдатам-бунтовщикам, их батальон расформировали, и его вместе с другими в 1947 году отправили на Западную Украину ловить бандеровцев, и там тоже много чего он натерпелся! Вернулся домой только в начале 1949 года. И вот эти… несознательные люди, такие, как та женщина из магазина, сегодня не хотят, чтобы мы отмечали Великую Победу с Красным Флагом в руках! Из той советской дивизии, которая была сформирована, когда и моего отца призвали в Красную Армию, из 8000 солдат в конце войны осталось всего лишь 287 человек, среди которых и мой родитель! – заключил Дмитрий Шипчанин.

Подготовил Николай Костыркин

«Блокнот Молдова» предлагает подписаться на наш телеграм-канал https://t.me/bloknotmd - все новости в одном месте.


Вас обманули, оскорбили, унизили? Вам пришлось столкнуться с серьезной проблемой или даже беспределом власть имущих, и вы не можете об этом молчать? У вас есть, с чем обратиться к людям? Тогда вам к нам!

«Блокнот Молдова» предоставляет уникальную возможность быть услышанными. Обращайтесь в нашу редакцию с тем, что вас волнует, возмущает, вызывает негодование. Видео будет опубликовано на сайте «Блокнот Молдова» в рамках нашего нового проекта «Хочу сказать!». Вас увидят десятки тысяч человек!

Кроме того, вы можете прислать ваши видеообращения любым удобным способом: на нашу редакционную почту info@bloknot-moldova.md, в WhatsApp +373-692-660-11, а также в директ Instagram «Блокнот Молдова».



Новости на Блoкнoт-Молдова
Знамя ПобедыКишиневДень Победы
1
1