Молдова Среда, 24 апреля

Всю свою жизнь бессарабский архитектор Роберт Курц посвятил реконструкции Кишинева

Архитектор Роберт Курц сумел сохранить и воссоздать самобытный и яркий образ Кишинева в жесткие послевоенные годы.

курц конверт.JPG

В послевоенном Кишиневе было трое бессарабских архитекторов: Валентин Войцеховский, Валентин Меднек и Роберт Курц, окончивших Бухарестский архитектурный институт Иона Минку. Однако, в отличие от Меднека и Воцеховского, у Роберта Курца – немца по национальности, имелось покровительство Алексея Щусева. Вероятно поэтому Курц в течение долгих лет руководил послевоенным восстановлением Кишинева, благодаря чему смог сделать очень много для своего родного города и страны.

Архитектор Роберт Курц

Роберт Курц родился 17 декабря 1911 года во Владикавказе, Северная Осетия. Известно, что Курцы эмигрировали из Германии в начале XIX века. В материалах по немецким колонистам в Молдове упоминаются имена Иоханна и Фридриха Курца – братьев отца будущего архитектора, основателей известного в то время пивоваренного завода. Пиво «Курц» было известно далеко за пределами Бессарабии и Румынии. Отец Роберта, Евгений – горный инженер. Какое-то время он работал по направлению во Владикавказе, где и родился Роберт. Через год семья вернулась на родину. В 1913 году семья Курц переехала в Кишинёв и поселилась в доме № 13 на улице Боюканской (сейчас это улица Мария Чеботарь). Когда Роберту было семь лет, умер его отец. В воспитании мальчика матери помогали ее братья.

дом Курца.jpgДом, в котором жил Роберт Курц. 1881 год. Автор проекта – городской архитектор Шейдевандт

В 1932 году юный Роберт окончил Художественное училище, директором которого тогда был скульптор Александр Плэмэдялэ, и поступил в Архитектурный институт имени Иона Минку в Бухаресте. После его окончания в 1940 году Роберт Курц вернулся в Кишинёв и очень сблизился со своим родственником по материнской линии Алексеем Щусевым. Он приходился племянником Алексею Викторовичу Щусеву по материнской линии. Родные братья матери Щусева, Марии Корнеевны Зозулины, тоже были весьма заметными фигурами в городе – Матвей был председателем кишинёвской управы, Василий работал инспектором кишиневских гимназий.

Благодаря этому обстоятельству, в начале Великой Отечественной войны Курц был переведён в Москву, а затем в Куйбышев, где работал в архитектурной мастерской Щусева. Более того, именно родственная связь с Алексеем Викторовичем, являющимся автором мавзолея Ленину, очень помогла юному архитектору с немецкой фамилией пробиться и утвердиться в послевоенной стране, где долгое время царила ненависть ко всему немецкому.

В Кишинев Роберт Курц вернулся в 1944 году. Тогда же он был назначен главным архитектором города. Эту должность он занимал до 1951 года, а с 1951 по 1971 годы работал главным архитектором проектного института «Молдгипрострой».

robert kurtz.jpg

Профессиональная деятельность Роберта Курца была непосредственно связана с молдавскими традициями народной архитектуры. Всю свою жизнь он посвятил реконструкции Кишинева. Курц принимал участие в подготовке первого генерального плана реконструкции Кишинева (1944–1949 гг) под руководством академика Алексея Щусева. В последующие годы руководил коллективом авторов, которые занимались разработкой генерального плана развития Кишинева до 2000 года, в том числе реконструкции центра города.

Немец, получивший образование в Бухаресте, был допущен к почётной задаче восстановления столицы Молдавской ССР

Проект первого генерального плана реконструкции Кишинева, разработанный под руководством Алексея Щусева, был признан слишком затратным, восстанавливать город пришлось по более скромной схеме. Главными требованиями были «стандартно для всех и недорого», в результате новый бюджетный вариант генплана, утвержденный в 1949 году, оказался лишь бледной копией того, что первоначально задумывали архитекторы.

Центральный луч..jpg

После смерти Щусева в 1951 году был утвержден новый генплан реконструкции и застройки столицы, разработанный уже под руководством Роберта Курца. Благодаря этому плану начали интенсивно застраивать Боюканы, Рышкановку и Ботанику. А от  непризнанято проекта Щусева остался проспект Молодежи (ныне бульвар Григоре Виеру) – один из задуманных архитектором трех лучей. Его до 1959-го называли «Центральным лучом» или «Щусевским».

Следует отметить, что время работу Роберта Курца пришлось на послевоенные 50-60-е годы, когда директива сверху отменила все архитектурные излишества, а здания приходилось возводить не по законам архитектуры, а по законам экономии. Колонны, балконы с балюстрадами, парапеты, скульптурные элементы стоили дорого, а функциональной нагрузки не несли, и по этой причине безжалостно изживались. Таким образом, вместо нарядных самобытных зданий столицу стали застраивать безликими многоэтажками.

Как утверждают историки, «Щусевская роскошь» уступила место «Курцевской лаконичности». Тем не менее, даже в этих условиях Курцу удавалось сохранить некоторое право на излишества, о чем красноречиво говорят его работы – еще существующие и уже исчезнувшие.

Совет Профсоюзов.jpg

По проектам Роберта Курца было построено более 25 объектов: жилые и административные здания, дома отдыха, школы, парки, в числе которых особое место занимает Центральный парк культуры и отдыха Кишинева (ныне парк «Валя Морилор») со знаменитой Каскадной лестницей и ротондой. Роберт Курц является автором проектов гостиницы «Кишинэу» (1959), Дома Республиканского совета профсоюзов (1953), здания туберкулезной больницы (1956). Им были разработаны проекты реконструкции здания столичной примэрии, систематизации архитектурного облика городов Оргеев (1945-1964), Единцы (1952), Глодяны (1953). Курц является архитектором памятника Василе Лупу, установленного в 1938 году в Оргееве (скульптор – Оскар Хан).

памятник.jpgПамятник Василе Лупу в Оргееве

Выйдя на пенсию в 1971 году, Роберт Евгеньевич продолжал работать. Он читал лекции студентам-архитекторам Кишинёвского политехнического университета, был ученым секретарем Общества охраны памятников истории и культуры МССР. Благодаря Курцу были реконструированы дома-музеи Донича в Безень и семьи Лазо в селе Пятра, усадьбы Замфира Ралли в Долне и Стамати в Окницком районе.

курц4.jpg

Архитектор Роберт Курц умер 24 апреля 1980 года в Кишиневе и был похоронен на Армянском кладбище.

могила Курца на Армянском кладбище.jpgМогила Роберта Курца на Армянском кладбище

В 1982 году на доме, где с 1913 по 1980 год жил главный архитектор Кишинёва Роберт Курц, в его честь была открыта мемориальная доска работы Лазаря Дубиновского, украденная позже неизвестными вандалами.

Отель «Кишинэу» является старейшим в городе

Здание гостиницы «Кишинев» находится на площади Освобождения, сейчас уже переименованной в площадь Организации Объединенных Наций, рядом с корпусом Академии наук.

гостиница Кишинэу 1961.jpgГостиница «Кишинэу» 1961 г.

Проект гостиницы «Кишинэу» архитектор Роберт Курц разработал в 1959 году, и в том же году его детище ударными советскими темпами было возведено и открыто для гостей. По архитектуре гостиничный корпус мало чем отличается от принятого в Советском Союзе стиля пятидесятых. В нем очень высокие потолки, благодаря чему пятиэтажное здание возвышается над окружающими домами, открывая из своих окон великолепный вид на площадь, а также на два «впадающих» в нее бульвара – бульвар Штефан чел Маре и бульвар Константин Негруцци.

Кишинэу.jpg

Курцу удалось протащить проект гостиницы «Кишинэу» сквозь цензуру хрущевского взгляда на архитектуру, благодаря чему на здании появилась башенка в стиле Бернардацци – по аналогии со зданием примэрии, которое было первым отреставрировано в послевоенном Кишиневе. По утверждению одних, эта башенка является просто элементом декора, однако существует также версия, что под ней находился небольшой ресторанчик на 30 мест.

Гостиница Кишинэу1.jpg

Так получилось, что в настоящее время «Кишинэу» является самой старой гостиницей города, хотя по сравнению с другими памятниками архитектуры ее здание сравнительно молодое. На фасаде гостиницы имеется памятная доска, посвящённая архитектору Роберту Евгеньевичу Курцу.

Курц1.jpg

Здание туберкулезной больницы в прямом смысле было построено на костях

Другим нестандартным зданием, построенным в 1956 году по проекту Роберта Курца, была кишиневская туберкулезная больница – с помпезной лестницей, колоннами, многоуровневым парком.

Тубденспансер постр в 1956г.арх. Р.Е.Курц.jpg

Однако следует заметить, что место для НИИ туберкулеза изначально было выбрано, прямо скажем, не слишком удачно. Когда-то это была окраина Кишинева: в 1918 году здесь было заложено военное кладбище, на котором тогда хоронили солдат, погибших в Первой Мировой войне без учета национальностей. Свое последнее пристанище на нем обрели воины из разных стран: молдаване, словаки, румыны, поляки и даже французы. В память о погибших героях здесь была воздвигнута небольшая капелла. В 1942 году кладбище подновили – был построен монументальный вход с двумя колоннами и огромной лестницей, ведущей к капелле. В то время на нем хоронили военных, умерших в госпиталях Кишинева во время Второй Мировой войны. 

Тогда, в далеком 1959 году, в общем запале обустройства разрушенного войной города, кладбище сровняли с землей, не удосужившись перезахоронить останки солдат. Научно исследовательский институт туберкулеза был возведен в буквальном смысле на костях. В то же время охваченной туберкулезом Молдове это лечебное учреждение было жизненно необходимо – работавшие в нем профессора со всего Союза вернули здоровье многим тысячам жителей страны.

После развала СССР здание, которое много лет не ремонтировалось, пришло в упадок, и было снесено в 2007 году. Сегодня это частная территория, представляющая собой заброшенный пустырь, заселенный дикими собаками и бомжами, отгороженный от торгового комплекса Jumbo глухим забором. О красоте здания туберкулезной больницы и его архитектурной роскоши, несвойственной режиму тотальной экономии,   сейчас можно судить только по старым черно-белым фотографиям.

туббольница сейчас.jpg

Несколько лет назад примэрия решила восстановить мемориальное кладбище, и на одной из колонн даже появилась табличка с указанием, что это место теперь называется «Мемориальный комплекс «Кладбище героев». Однако это мало что изменило – здесь по-прежнему царят разруха и запустение.

Благодаря Роберту Курцу в Кишинев вернулся памятник Штефану чел Маре

С Робертом Курцем связана история одной из знаковых столичных достопримечательностей – статуи молдавского господаря Штефана чел Маре, которая была возвращена на родину благодаря усилиям архитектора.

oldchisinau_com_stefan_interbelic_01.jpg

Как утверждают исторические источники, 28 июня 1940 года монумент без постамента был эвакуирован в Васлуй. Спустя два года, 25 августа 1942-го, «Штефана» вернули в Кишинев и установили перед Триумфальной аркой. За несколько дней до освобождения молдавской столицы, 20 августа 1944 года, статую господаря снова демонтировали и вывезли в Крайову. В 1945-м Роберт Курц узнал, что советские войска нашли памятник в Румынии, и сделал все, чтобы вернуть на родину эту достопримечательность.

oldchisinau_com_stefan_2014.jpg

Сейчас уже бессмысленно спорить о том, что было сделано правильно или неправильно в период послевоенной реконструкции Кишинева. Однако стоит напомнить, что в то время Молдова, как и весь Советский Союз, была государством тотального атеизма, из-за чего в восстановлении столицы и реконструкции некоторых памятников архитектуры было допущено множество ошибок и перегибов. Но благодаря Роберту Курцу Кишинев смог сохранить свой исторический облик, обрести свое новое лицо и стать тем самым «белым городом», который мы все еще помним, ценим и любим.

кишинэу2.JPG

Автор: Галина Малышева


Новости на Блoкнoт-Молдова
архитекторКишиневРоберт Курцреконструкция
1
0