Молдова Суббота, 27 апреля

Есенинская Окница в Молдове

Напомним, 5 июня 1916 года – в 2 часа 45 минут дня военно-полевой санитарный поезд №143 отправился с Есениным в составе команды санитаров из Киева на станцию Новоселица «через Казатин-Жмеринку-Окницу».   

7 июня – Есенин проследовал с поездом, в вагоне №6, через станцию Могилев-Подольский на Днестре. Это было в 1 час 25 минут ночи. В 5 часов утра поезд прибыл на станцию Окница. В докладе коменданта Воронина об этом сказано так: «После закупки и погрузки продуктов и произведя дезинфекцию, Поезд отправился из Киева в 2 ч. 45 мин. дня 5 июня в тридцать третью поездку. Ночью в 1 час. 40 мин. Поезд прибыл в Казатин. Простояв здесь из-за смены паровоза и набора воды 2 часа 40 мин. Поезд отправился далее и в 1 час. 20 мин. дня 6 июня прибыл в Жмеринку. Отправившись со ст. Жмеринка в 3 часа 45 мин. дня в 1 час. 25 мин. ночи с 6-го на 7-ое июня миновал Могилев-Подольский (на Днестре), в 5 часов утра ст. Окницу и в 1 час дня 7-го июня прибыл на ст. Новоселица, которая находилась на границе России, Румынии и Австро-Венгрии». Между станциями Окница и Новоселица Есенин пишет отцу «Москва, Б. Строгановский, д. 94. А. Н. Ясенину»: «Дорогой папаша. Еду по Румынской границе по направлению к Черновцам. Чувствую себя лучше и веселей». Написано на почтовой открытке с изображением столовой для раненых воинов с пояснением: «Лазарет Их Императорских Величеств Великих Княжён Марии Николаевны и Анастасии Николаевны при Феодоровском Государевом соборе для раненых. Царское Село».

 

    Если бы Есенин отправлял телеграмму отцу не с поезда, а с местной почтово-телеграфной конторы, то он обязан был заплатить 15 коп. за депешу и по 5 коп. за каждое отправляемое слово телеграммы.

 

   Тут надо обратиться к статье из Киева, опубликованной в газете «Русское слово» от 20 марта 1914 года, «Новые радиотелеграфные станции». В «связи с дознанием по делу Житковского» (Сергей Степанович Жидковский (Житковский), железнодорожный талантливый техник в Жмеринке был арестован за то, что с разрешения местных властей создал и использовал свою беспроволочную телеграфную станцию (любительская радиостанция – ЛРС); ныне считается одним из первых радиолюбителей Украины) и в поисках шпионов, создававших такие станции нелегально и передававших данные по ним, в том числе на Запад, отряд жандармов во главе с начальником подольского губернского жандармского управления прибыл на станцию Окница, где работала, причем официально, «вторая» из таких станций. Ее создателем оказался молодой талантливый электротехник Щедельский. Он окончил Киевское железнодорожное техническое училище и был принят, на место инженера, контролером окницкого телеграфа. А поскольку он, действительно, был талантлив, то местные власти официально разрешили ему работать над созданием беспроволочного телеграфа, по которому кондукторы поездов могли бы связываться с любыми пунктами следования. Щедельский знал об опытах Жидковского, но сам «изобрел особые аппараты» и оборудовал «вторую» радиотелеграфную станцию в своем кабинете. Поддерживал связь с Киевом, Одессой, Брестом и Эйфелевой башней в Париже. В те дни он готовил документы для заключения соглашения с военным ведомством о передаче железнодорожных телеграмм между Киевом, Жмеринкой и Одессой по беспроволочному телеграфу. Так что в Окнице было два способа для передачи телеграммы Есенина в начале лета 1916 года. Жандармы осмотрели изобретения Щедельского, составили подробный протокол, но радиотелеграфирование с его станции запретили на время судебного следствия в Жмеринке (После следствия Жидковский был освобожден и работал в управлении Юго-Западных железных дорог в Киеве.). По всему, Щедельский в 1916 году не только знал о санитарном поезде с Есениным, следовавшем через Окницу в Новоселицу и обратно, но и получал, передавал начальству сообщения о его продвижении, в том числе – о его остановке в Окнице 8 июня. Его можно считать одним из первых радиолюбителей Бессарабии.

  

    На станции Новоселица поезд остановился. Штатный фотограф, доброволец Александр Функ сделал групповой снимок с Есениным на переднем плане. Так мы оказались обладателями изображения Есенина именно в те памятные для нас дни. В 1 час дня началась погрузка раненых. В 10 часов вечера поезд отправился в обратный путь по маршруту Киев-Курск-Москва-Царское Село. 8 июня – в 7 часов утра 15 минут прибыли в Окницу. Здесь остановились и оставили «9 тяжело раненных низших чинов, для которых дальнейшая перевозка была вредна». Есенин отвечал за учет тех, кого принимали или снимали с поезда. Тут Есенин мог пройтись по перрону и посетить местный вокзал, красовавшийся с 1903 года. Затем – проследовали через Могилев-Подольский, и в 5 часов 30 минут вечера прибыли в Жмеринку.   9 июня – в 12 часов дня поезд был в Киеве. Около 5 часов вечера поезд посетила вдовствующая императрица Мария Феодоровна. Она обошла все 10 вагонов с ранеными.

 

   Это была далеко не случайная остановка поезда именно в этом месте Бессарабии. Окница стала самым крупным железнодорожным узлом на севере Бессарабской губернии. Тут сходились Новоселицкая и Могилевская линии. Вся сеть железных дорог Бессарабии являлась частью Юго-Западных Казенных железных дорог Российской империи. Начальником дорог в 1916 году был д. ст. сов. инженер путей сообщения Вадим Петрович Шмит (1866-). Его управление располагалось в Киеве на Театральной, 8. Он и его подчиненные знали о поезде, оказывали ему всяческое содействие, помогали в госпитализации раненых. Дорогу через Днестр между Могилевом-Подольским и Атаками соединял мост. По нему и следовал поезд с Есениным. Мост состоял из трех речных пролетов по 75 м каждый и двух береговых пролетов по 11 м.

 

    Окница тогда входила в состав Секурянской волости Хотинского уезда. Уезд возглавлял камер-юнкер, коллежский асессор, предводитель уездного дворянства Николай Михайлович Крупенский (1877-после 1917). Он был из того именно древнего молдавского рода, с представителями которого общался опальный Пушкин в Кишиневе. Его родители – камергер Михаил Николаевич Крупенский (1851-1905) и Анна Николаевна Катаржи (1852-1927), представительница также древнего молдавского рода. Их усадьба находилась в Романковцах. Отец приходился внуком вице-губернатору Бессарабии Матвею Георгиевичу Крупенскому. Поэт посещал дома Матвея и Тудора Крупенских, был на обедах, вечерах, спектаклях, которые давали заезжие труппы актеров из Ясс, Одессы и пр. А Николай Михайлович окончил Императорский Александровский лицей в 1901 году. Кавалер орденов св. Владимира 4 ст., св. Анны 2 ст.

   

    Участки железных дорог Жмеринка-Могилев, Могилев-Окница, Окница-Липканы, Липканы-Новоселица были открыты поочередно в 1892-1893 годах. Нынешний маршрут, которым следовал по нашей земле Есенин, вбирает в себя станции Отачь-Вэлчинець-Вережень-Гырбова-Наславча- Окница- (следовал далее по Украине – Сокиряны-Романковцы-Васкауцы-Ивановцы) -Ларга-Медвежа-Липкань-Крива (далее опять по Украине – Мамамыга-Ванчиковцы-Новоселица). Железная дорога из Окницы в Новоселицу строилась в 1892-1897 годах. Тогда в Окнице было 45 хозяйств. В 1904 в ней проживало уже 3240 жителей. Большинство – молдаване, к ним примыкали украинцы, русские, гагаузы, болгары, поляки, евреи, цыгане и многие другие.

 

    К 1910 – здесь располагались управление участками пути и тяги, основное пятиэтажное депо (сохранились его снимок 1903 года и нынешние останки), мастерские по ремонту паровозов и вагонов, резервуар и водоподъемное здание, склады, различные будки. С 1903 – красуется далеко не обычный местный вокзал, который посетил молодой поэт Есенин. Ажурные большие окна, высокие потолки. В то время его верх не был столь плоским и невзрачным. На нем было несколько высоких двуярусных крыш из красной черепицы с многочисленными дымоходами. Над центральной и боковыми частями вокзала возвышалось 15 красочных башенок с длинными флагштоками. Издали вокзал был похож на красочное здание в 2-3 этажа.

 

   Поэт мог видеть церковь св. Георгия Победоносца, сооружаемую близ вокзала (старый центр города) с 1914 года по декрету императора, а также располагавшиеся неподалеку двухклассное училище, учреждения земства, больницу. Церковь была достроена и освящена только в 1931 году. Ее украшали фрески, созданные английским и итальянскими художниками. В 1989 году ее восстановили, и колокола призывают прихожан и ныне под ее древние своды.

 

Наша вера не погасла,
Святы песни и псалмы.
Льется солнечное масло
На зеленые холмы…

       Здесь хранят память об участниках Хотинского восстания 1919 года, в котором активно участвовали и железнодорожники Окницы. На станцию прибыл бронепоезд, тут он был оборудован и под руководством матроса-большевика, уроженца села Каларашовка (ныне Окницкого района) Г. И. Муллера участвовал в новых боевых операциях против королевских войск. После подавления восстания последовала жестокая расправа. 165 железнодорожников Окницы были расстреляны и закопаны рядом с вокзалом, в парке.

 

…Хочу я быть певцом
И гражданином,
Чтоб каждому,
Как гордость и пример,
Был настоящим,
А не сводным сыном
В великих штатах СССР.

 

    В советский период, по заключению специалистов, «станция превратилась в крупнейший железнодорожный узел, справедливо называемый северными воротами Молдавской железной дороги, а пристанционный поселок стал центром одного из наиболее крупных районов республики». Через этот узел проходили скорые пассажирские и многочисленные большегрузные составы на Москву, Софию, Бухарест, в Прикарпатье и другие районы Украины, в центральные районы Молдавии.

 

    Тут, в Окнице, как и в других местах Бессарабии, всей России, сбылось то, что так пугало Есенина в 1920 году. О чем он писал в «Сорокоусте».

 

Видели ли вы,
Как бежит по степям,
В туманах озерных кроясь,
Железной ноздрей храпя,
На лапах чугунных поезд?

А за ним
По большой траве,
Как на празднике отчаянных гонок,
Тонкие ноги закидывая к голове,
Скачет красногривый жеребенок?


Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
Неужель он не знает, что в полях бессиянных
Той поры не вернет его бег,
Когда пару красивых степных россиянок
Отдавал за коня печенег?
По-иному судьба на торгах перекрасила
Наш разбуженный скрежетом плес,
И за тысчи пудов конской кожи и мяса
Покупают теперь паровоз.

 

   Сейчас в Окнице более 11 тысяч жителей. Между улицами Железнодорожная и Тараса Шевченко расположена скромная улица Сергея Есенина. (Именем Сергея Есенина названы улицы и в Комрате, Дубоссарах, Рышканах. В Чимишлии действует Русский лицей им. С. Есенина.) В городском парке открыта галерея местных знаменитостей. Тут представлен бюст классика молдавской литературы Константина Стамати, общавшегося с опальным Пушкиным в Кишиневе, поэт был в его доме на танцевальных вечерах. В Окнице действует Дом-музей Стамати. Здесь же родился известный композитор-песенник Александр Морозов. Из этих мест поэт и режиссер Эмиль Лотяну (музей в селе Клокушна), поэт, переводчик Есенина Петру Заднипру (музей в селе Савка), певец Теодор Негарэ. Широко известны трубач Гавриил Гронич, современные писатели Михай Русу и Рената Вережану (родилась в селе Вережень).

 

    Всемирно известный кинорежиссер, поэт Эмиль Лотяну похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище – там, где покоится и Сергей Есенин. Популярный композитор Александр Морозов написал более 60 песен на стихи Николая Рубцова, о котором говорит: «Рубцов – гармоничный, как Пушкин, и ранящий душу, как Есенин». Есенин был любимым поэтом Рубцова. В стихотворении «Сергей Есенин» поэт писал в 1962 году:

 

…Версты все потрясенной земли,
Все земные святыни и узы
Словно б нервной системой вошли
В своенравность есенинской музы!

 

Это муза не прошлого дня.
С ней люблю, негодую и плачу.
Много значит она для меня,
Если сам я хоть что-нибудь значу.

 

    Поэт Петру Заднипру переводил стихи Есенина, в том числе «Письмо матери». Талантливая поэтесса Рената Вережану окончила Литературный институт имени А. М. Горького, лауреат престижных премий.

 

   Поэт и критик Самуил Лехтцир, уроженец бессарабских Атак, через которые в 1916 году проезжал Есенин, переводил стихотворения Есенина, Пушкина, Лермонтова, Безыменского, Петефи и др.

 

   В нынешних условиях, несмотря на ежегодные сокращения учебных программ по русской литературе, Есенин остается доступным и новым поколениям учащихся школ с русским и румынским языками обучения города Окница, Окницкого района и всей Молдовы. В разных классах изучаются «Береза», «С добрым утром!», «Восход Солнца», «Нивы сжаты, рощи голы…», «Лебедушка», «Топи да болота», «Поет зима, аукает..», «В хате», «Край родной…», «Закружилась листва золотая…», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Отговорила роща золотая…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…». 11-м классам рекомендуются дополнительно поэма «Черный человек», цикл «Любовь хулигана», «Песнь о собаке». Ранее изучались стихи из цикла «Персидские мотивы» и др.

    От Окницы до Кишинева 230 км.

 

   В том же июне 1916 года, сразу после поездки в Бессарабию, Есенин получил отпуск на 15 дней в родное Константиново, где написал вот эти строки о родном и близком его сердцу, его душе:

 

Я снова здесь, в семье родной,

Мой край, задумчивый и нежный!

Кудрявый сумрак за горой

Рукою машет белоснежной.

 

Седины пасмурного дня

Плывут всклокоченные мимо,

И грусть вечерняя меня

Волнует непреодолимо.

 

Над куполом церковных глав

Тень от зари упала ниже.

О други игрищ и забав,

Уж я вас больше не увижу!

 

В забвенье канули года,

Вослед и вы ушли куда то.

И лишь по прежнему вода

Шумит за мельницей крылатой.

 

И часто я в вечерней мгле,

Под звон надломленной осоки,

Молюсь дымящейся земле

О невозвратных и далеких.

 

   И теперь следует особо сказать о значимости окницкого вокзала. Он сохранился, как и большинство старых европейских вокзалов, только потому, что был сооружен из прочного красного кирпича. И это не было какой-то случайностью.

 

   Узловая станция Окница появилась и развивалась как составная часть железных дорог Российской империи, куда входили и Юго-Западные железные дороги, включавшие в себя дороги Бессарабской губернии.

 

   С появлением первых дорог постоянным атрибутом всех российских вокзалов стали часы и флаги («Архитектура российских вокзалов// Инновационный дайджест»). Флаг был белым, на нем располагался российский триколор и внизу знаки путейцев – перекрещенные топор и якорь. Первые вокзалы были образцовыми, настоящими шедеврами архитектуры. Помещения для пассажиров I-III классов, буфеты, трехэтажные флигели, вдоль путей одноэтажный корпус, императорский павильон. Далее шли административные помещения, квартиры для персонала дороги: удобные апартаменты для высшего начальства и всевозможные пристройки для обычных служащих, которые жили по нескольку семей в одной комнате.

 

    Создать «образцовые» проекты вокзалов для промежуточных станций было поручено архитектору Р. А. Желязевичу. Один из участников строительства железной дороги, инженер А. И. Штукенберг, писал: «Пассажирские здания первого и второго классов построены очень солидно – все камень, кирпич и чугун; потолки при ширине помещений внутри в 6 сажен покрыты смелыми и красивыми сводами; галереи на чугунных колоннах, дебаркадеры гранитные, вообще вид зданий грандиозен».

 

   При строительстве первой русской железнодорожной магистрали Желязевичем были разработаны типовые проекты станций 4-х классов и стройная система их размещения относительно железной дороги. Окницкая станция, по всему, отнесена к 2-3 классу.

 

    В комплекс железнодорожных зданий были включены уже и разнообразные сооружения функционирования железной дороги: паровозные здания и депо, большие и малые мастерские, водоемные здания и сигнальные будки и пр. Они также создавались по типовым проектам. Принцип типового проектирования стал впоследствии наиболее распространенной практикой при застройке магистральных железных дорог. Тогда же получило развитие возведение железнодорожных построек в так называемом «кирпичном стиле», одним из основателей которого стал Р. А. Желязевич.

 

    В штате казенных Юго-Западных дорог был сформирован целый штат архитекторов, среди которых были З. Журавский, построивший вокзал в Жмеринке, И. Вишневский – в Киеве. Тогда началось возведение из красного кирпича всех южных вокзалов, расположенных вдоль железных дорог.

 

    Вокзал непременно поделен на служебные и пассажирские помещения («Вульфов А. Б. Повседневная жизнь российских вокзалов»). Служебные помещения – комнаты начальника станции и его помощника, ламповая для хранения ламп, свечей и фонарей, кладовая, касса, аппаратная реле устройств сигнализации, помещение дежурного по станции. Пассажирские помещения – зал ожидания, буфет, кассовый зал. Лавки в зале ожидания были только из дерева и с высокими спинками, торжественные и строгие. На лавках была выгравирована надпись: «М.П.С.». Вдоль станционных путей помимо платформы и вокзала располагались сарай для хранения путейского инструмента, туалет, багажное отделение, а в старину – дровяной сарай для отопления вокзала, ледник для хранения буфетных продуктов, керосиновый погреб и водонапорная башня. Важнейшей отличительной чертой станции царского времени были деревянные ограждения и перила вдоль платформы и ряд осветительных фонарей на деревянных столбах. На некоторых станциях держали специальных ламповщиков, которые ведали зажиганием фонарей, лазали свечи менять или добавлять керосин, а когда появились газовые фонари, – и газом заправлять. Горючие вещества хранились в особом керосиновом погребе, напоминающем своим видом некое укрепление или землянку. Лампы зажигали длинными шестами с горящей свечой на конце. На вокзалах непременно разбивали палисадники и клумбы, которые называли «садиками».

 

   Конечно, в первоначальном виде станция Окница и ее вокзал не сохранились. Кроме прекрасного вокзала из типового красного кирпича, до нас дошли еще останки 5-этажного кирпичного депо, некоторые другие постройки. Но и этого достаточно, чтобы признать вокзал в Окнице, дошедший до нас ансамбль зданий, включающий и церковь св. Георгия Победоносца, историческим архитектурным наследием не только национального, но и европейского значения. К тому же, сохранились фотографии вокзала и депо 1903 года, а также детальные чертежи подобных сооружений. И, при желании, можно восстановить и реставрировать данные объекты.

 

    Вполне естественным было бы открытие в городе Окница Есенинского культурного центра. В него можно включить сохранившиеся вокзал станции Окница и церковь св. Георгия Победоносца, улицу Есенина. Хорошо бы дополнить это памятником Есенину, музеем поэта, школой, библиотекой его имени.

 

    …Каждый раз, когда слышу слова о железной дороге, сердце мое наполняется особым волнением и гордостью. Мой дед – Евдоким Александрович Кушнеренко всю жизнь проработал на Бессарабской (Молдавской) железной дороге. С ним трудились и его сыновья, включая Филиппа – моего отца. Родными для них были прославленные Бендерские железнодорожные мастерские. Здесь трудился и отец Зинаиды Райх, ставшей в 1917 году первой законной женой Сергея Есенина. Памятная доска одному из Райхов установлена на Мемориале воинской славы в Бендерах. А в 1916 году, когда Есенин следовал на военно-санитарном поезде №143 по бессарабской земле, в тех местах жил и трудился старший брат моего деда – Иван. Ему было уже за 30. Он окончил ремесленное училище, жил в Вереженах, трудился в Окнице, где имел свою мастерскую, ремонтировал паровозы, вагоны, сельхозтехнику. Именно он и мог слышать, знать о необычном в тех местах поезде, следовавшем за ранеными до Новоселицы. 8 июня – поезд возвращался, уже с ранеными, и следовал по бессарабской земле утром и днем. Иван мог видеть санитара Есенина у состава, на перроне, в здании вокзала Окница, где с поезда сняли раненых. Вот такие неожиданные сближения моих предков с великим русским поэтом Сергеем Есениным, который тогда, только-только издал первый свой сборник «Радуница» и с радостью раздавал его с автографами.

 



Виктор Кушниренко, историк литературы

 

 

Новости на Блoкнoт-Молдова
Сергей Есенин
1
0