Молдова Среда, 27 ноября

Капитан Клиентов и его последний поход через Бессарабию, Румынию в Болгарию

Отправляясь на Шипкинский перевал, капитан Клиентов пересек всю Бессарабию и Румынию. Это случилось 12 апреля 1877 года.

 

    17 марта командир роты Виктор Алексеевич Клиентов стал капитаном. С 36-м Орловским пехотным полком прибыл в Тирасполь. 12 апреля полк, входивший в состав 8-го армейского корпуса под начальством генерал-лейтенанта Радецкого, выступил в поход. В этот же день на Скаковом (Рышкановском) поле Кишинева, с участием императора Александра II, прошел смотр войск. На нем преосвященный Павел зачитал врученный ему манифест об объявлении войны Оттоманской Порте.

 

   40-летний капитан, участник Крымской войны, Польской кампании, кавалер орденов св. Анны и св. Станислава, встретил сообщение о начале войны с Турцией на марше. В тот день вся армия пришла в движение. Полк проследовал через Бендеры, Бульбоака, Мерены, Кишинев, Гура-Галбену.

 

    21 апреля прибыл в Леова. У местечка Фальчи переправились через Прут. И 30 апреля двинулись в сторону Галаца, оттуда – на Бухарест. В ночь с 14 на 15-е июня подошли в переправе через Дунай. За успешную переправу 15 июля Клиентов отмечен орденом св. Анны 3 ст. с мечами и бантом.

 

    Все это время капитан не переставал думать о семье – Александре Васильевне (ур. Лаврентьевой) и сыне Александре неполных двух лет.

 

    Клиентов происходил из обер-офицерских детей Московской губернии. В 18 лет стал унтер-офицером Рижского пехотного полка. С 1857 года – в штате 36-го Орловского пехотного полка генерал-фельдмаршала князя Варшавского графа Паскевича Эриванского полка. Став поручиком, в 1868 году получил в командование роту.

 

    В ночь на 5 июля 1877 года в Габрово прибыл начальник 9-ой пехотной дивизии генерал-адъютант князь Святополк-Мирский и принял начальство над Габровским отрядом. Во исполнение приказания Главной квартиры, он тотчас сделал распоряжение об атаке Шипкинского перевала 3 колоннами.

 

    Ранним утром 5 июля начался штурм Шипкинского перевала. Левая колонна Габровского отряда, состоящая из двух рот орловцев под командованием капитана Клиентова, двинулась к вершине св. Николы. Турки открыли ожесточенный артиллерийский, ружейный огонь и бросили на смельчаков 12 своих рот. Завязалась кровопролитная схватка. Несколько офицеров Климова погибло. Сам капитан получил три тяжелых ранения, но от спасения бросившихся к нему солдат отказался.

    – Братцы, не надо, прошу вас! Оставьте меня! Хочу умереть с вами!..

 

    Только в четыре часа дня, когда сражение стало безнадежным, капитан отдал приказ к отступлению. Вся тяжесть по выводу из боя остатков отряда легла на плечи оставшегося в живых поручика Орлова. Турки наседали. Штыковые атаки следовали одна за другой с трех сторон. Роты потеряли 5 офицеров и 15 низших чинов.

 

   Вечером оставшиеся в живых спустились в Габрово. Там, через несколько часов, капитан Клиентов скончался от тяжелых ран. Его имя увековечено на мраморной плите Памятника погибшим воинам 9-й артиллерийской бригады, 35-го Брянского и 36-го Орловского полков. Этот памятник возвышается на вершине Шипки.

 

   В те героические дни в бою под Шипкой погиб Николай Лапп-Михайлов – внебрачный сын поэта и дипломата Федора Ивановича Тютчева (1803, Брянский уезд-1873, Царское Село), брат еще одного внебрачного сына поэта Федора Федоровича Тютчева.

 

   Федор Федорович Тютчев (1860-1916) – сын от Елены Денисьевой, гражданской жены поэта. Он стал офицером, военным писателем, служил на бессарабской границе Российской империи. О нем мы подробно вспоминали в очерке «Федор Тютчев на страже Бессарабии».

 

   О внебрачных братьях Николае Лапп-Михайлове, героически погибшем в боях на Шипке, и полковом докторе Дмитрии Лапп, похороненном, через год после смерти брата, в Одессе, мы почти ничего не знаем.

 

   Их мать Гортензия Лапп многие годы была возлюбленной поэта Тютчева в период его дипломатической службы в Германии. Оттуда она прибыла с поэтом в Россию, родила двух сыновей. Только после его смерти вторая жена поэта Эрнестина Федоровна узнала, что поэт завещал госпоже Лапп ту пенсию, которая по закону полагалась только вдове. Эрнестина Федоровна и дети выполнили последнюю волю мужа и отца.

 

    История капитана Клиентова, возможно, в чем-то схожа с историей службы Николая Лапп-Михайлова, также павшего в боях на Шипкинском перевале за освобождение Болгарии от турецкого ига. Не исключено, что Николай и Дмитрий посещали Бессарабию и Кишинев в годы Русско-турецкой войны 1877-1878 годов.


  

Виктор Кушниренко, историк литературы

Новости на Блoкнoт-Молдова
литература
0
0