Молдова Понедельник, 13 мая

Мунчештское шоссе – одна из самых длинных улиц в Европе

Улица Мунчештская в Кишиневе пусть и не самая старая и красивая, но уж точно одна из самых длинных в Европе – ее протяженность 11,5 км, а номера домов на ней переваливают за восемь сотен.

ул Мунчешть.jpg

Мунчештская рогатка

Мунчештская улица, а когда-то Мунчештская дорога, соединяла Кишинев с селом Мунчешты, и вошла в состав города лишь в конце XIX века. Что интересно, первые упоминания о селе Мунчешты относятся к началу XVI  века. Известно, что в XIX веке село принадлежало Иордаки Варфоломею – члену Верховного Областного Совета, председателю палаты, бывшему, по свидетельству Ивана Халиппы, «откупщиком всего края», то есть лицом, приобретшим за деньги право сборов налогов и прочих государственных доходов. Именно с его дочерью Пульхерией танцевали Пушкин и император Александр I.

Согласно переписи 1817 года, в селе было 58 дворов. За пределами Мунчешт на высоком пригорке располагалось сельское кладбище, которое существует и поныне. А рядом с ним в 1862 году была построена кладбищенская церковь, в которой службы не прекращались даже в советское время.

А на пространстве от этого пригорка в направлении Кишинева в то время простирался пустырь. Примерно в том месте, где сейчас находится памятник Котовскому, стояла Каушанская «рогатка» — охраняемая граница города, представляющая собой заставу со шлагбаумом, которая перегораживала дорогу на Каушаны, проходившую через село Мунчешты.

мунчештская застава.jpgМунчештская застава

- ...Хотинская, позднее Оргеевская застава. Таких застав в тогдашнем Кишиневе было еще четыре. В восточном, нижнем конце нынешней Измаильской улицы была Бендерская или Каушанская застава: по ее имени нынешняя Николаевская улица называлась Каушанскою. В южном конце нынешней Кузнечной улицы (бывшей Галбинской стороны) была Ренисская застава, вскоре упраздненная и замененная Измаильскою или Ганчештскою, называвшеюся также «Дорогой в Молдавию» и значащеюся на позднейших планах в верхнем, западном конце Купеческой улицы. У нынешнего моста к вокзалу была Мунчештская застава, откуда шла дорога в с. Мунчешты, одно из многих имений пресловутого современника Пушкина Егора Кирилловича Варфоломея, члена Верховного Областного Совета, председателя палаты и откупщика всего края. Наконец, в северном конце Гостиной улицы находилась Ясская застава или Выезд на Скуляны. Так как с этой стороны всегда въезжали в город в былое время высокопоставленные лица молдавской администрации, а позднее – гости из молдавских бояр, то и начинавшаяся у заставы улица получила название Гостиной..., - так описывает Иван Николаевич Халиппа город Кишинев времен жизни в нем Александра Сергеевича Пушкина

Пустующий участок между сельским кладбищем и рогаткой стал обживаться в конце 1860-х – начале 1870-х годов, когда в Кишинев проложили железную дорогу и начали строить вокзал. Тогда городскую заставу пришлось перенести ближе к развилке дороги на Мунчешты и на Бачой, нынешним улицам Мунчештское шоссе и бульвар Дечебал. Новая застава получила название Мунчештской, а Каушанская застава была упразднена.

Мунчештский_бульвар_в_1942_году.jpeg

Железнодорожный вокзал

Первая железнодорожная станция в Кишиневе была поначалу деревянной, однако к концу 1870-х годов на месте деревянной постройки был сооружен каменный вокзал (архитектор Генрих Лонский, по проекту которого позже, в 1888 году, будет построено здание Благородного собрания). Здание кишиневского вокзала напоминало сказочный замок.

Старый_вокзал_Кишинёва.jpg

Вокзал был трёхэтажный, с несколькими квадратными башенками, которые были украшены шпилями. В здании вокзала были удобный и комфортабельный зал для пассажиров первого класса и залы скромнее – для второго и третьего классов, кроме того там были открыты кафе и магазины. Первоначально вокзал находился на самой окраине города, вокруг был пустырь. Позже рядом были построены женское епархиальное училище и жилые дома. На привокзальной площади работали извозчики, перед приходом поезда площадь была заполнена их экипажами.

oldchisinau_com-gara-23.jpg

В своем первоначальном виде вокзал простоял до войны. Но первым серьезным испытанием для него бомбежка в Первую Мировую Войну. Малоизвестный факт из истории нашего города — 22 мая на наш вокзал сбросил бомбы немецкий аэроплан. Известие об этом появилось и в прессе по всему миру. «The New York Times» от 22 мая 1917 года нам сообщает следующее:

- Аэроплан сбросил бомбы на Кишинев.
Петроград, вторник, 22 мая (через Лондон) — Немецкий аэроплан сбросил бомбы на железнодорожную станцию в Кишиневе, столицу Бессарабской губернии. Солдат и два ребёнка были убиты, пятеро рабочих ранено, - приводит цитату из нее oldchisinau.com.

В Великую Отечественную войну его дважды разрушали – Красная Армия при отступлении в 1941 году и американская авиация в 1944 году. После американской бомбежки вокзал пришлось отстраивать заново.

Вокзал был отстроен заново в 1948 году (архитектор Л. Чуприн, главным консультантом был Алексей Щусев) силами немецких военнопленных, лагерь которых находился в здании Женского Епархиального Училища. Стены нового здания вокзала были построены из котельца и облицованы кирпичом. Вокзальный комплекс неоднократно модернизировался, а в 1976 году к зданию вокзала был пристроен пригородный павильон.

Около вокзала (5).jpg

В 2003-2005 годах вокзал пережил капитальную реконструкцию, и сейчас выглядит очень прилично. В это время на вокзале был возведен дебаркадер – не очень высокий и широкий, накрывший всего два пути, но достаточно длинный, протяженностью около 300 метров. По вечерам находиться на ярко освещённых платформах очень уютно.

Платформы (2).jpg

В начале XX века к вокзалу ходила конка, а позже – и электрический трамвай. Из четырех маршрутов кишиневского трамвая три имели конечную остановку у железнодорожного вокзала. Тогда этот участок города носил название Мунчештский бульвар и был одним из любимых мест прогулок горожан. До 1961 года он входил в состав Мунчештской улицы, но затем произошло эпохальное событие – первый полет человека в космос, после которого Мунчештский бульвар был переименован в бульвар Гагарина, и, что удивительно, по сей день сохранил это название. Причем, Кишинев стал первым городом, в котором появилась улица имени первого космонавта в истории Земли.

Дворец железнодорожников

Ещё одно примечательное здание в привокзальном районе – это Дворец культуры железнодорожников, построенный на рубеже 1970-80-х годов архитекторами Семеном Шойхетом и Абрамом Вайсбейном. Это был одно из самых крупных культурных заведений Кишинева. Дворец культуры состоит из двух корпусов (круглого и прямоугольного), соединённых между собой переходом.

Окрестности вокзала (2).jpg

В 1983 году в нем функционировали:

  • кинозал на 330 мест, в котором можно было смотреть кинофильмы, как и в любом городском кинотеатре;
  • 13 помещений, в которых проводились занятия в различных кружках и студиях;
  • 2 библиотеки с общим книжным фондом в 75000 книг;
  • 2 спортивных зала.

Во Дворце культуры железнодорожников работали 40 любительских объединений, коллективов, кружков и секций. Здесь проводились различные концертные мероприятия, художественные выставки, творческие конкурсы, лекции и спортивные мероприятия. С начала 1990-х перестал работать кинозал, о действующих секциях и коллективах тоже больше ничего не слышно, только иногда в здании ДК Железнодорожников проводятся какие-то мероприятия. И расположенный перед зданием Дворца культуры фонтан тоже больше не функционирует.

Окрестности вокзала (5).jpg

На бульвар Гагарина выходят также кооперативный техникум с общежитиями и корпуса завода «Виброприбор».

А не так давно здесь появилась площадь Гай Юлия Цезаря, о которой вообще знает мало кто из кишиневцев. Имя возлюбленного Клеопатры, древнеримского государственного и политического деятеля, знаменитого полководца носит участок пространства перед бывшим Дворцом железнодорожников.

площадь юлия цезаря.jpg

Троицкая церковь 2000-е (1).jpgПлощадь Гай Юлия Цезаря

Улица Мунчештская – действующая промзона Кишинева

С какого-то момента улица Мунчештская перестала считаться дорогой к селу, а начала превращаться в промышленную зону. Еще с XIX века по стороне улицы, прилегавшей непосредственно к железной дороге, стали появляться пакгаузы, депо и другие службы, необходимые для обслуживания перевозок. Там же, в непосредственной близости от путей, строились предприятия, многие из которых продолжают работать и сегодня. Зато другая сторона дороги постепенно обрастала жилыми домами, превращаясь в одну из городских улиц. Начиная с 1951 годов, когда городскими властями был утверждён Генеральный план развития города, район Мунчештского бульвара стал застраиваться жилыми домами. Сначала это были котельцовые четырехэтажки, в 60-х годах крупнопанельные пятиэтажные дома, тогда же, в 1960-м появилась железнодорожная поликлиника, затем тут появились 9-этажные монолитные дома.

Несколько десятилетий улица Мунчештская была первой, которую видели прибывающие в столицу туристы, причем не только из окон поездов. До появления проспекта Мира (нынешнего бульвара Дачия) это была единственная дорога в аэропорт и из него. По улице Мунчештской ходил автобус-экспресс в аэропорт, такси и частный автотранспорт. Возможно, по этой причине некоторые пятиэтажки на Мунчештской украшены мозаичными панно – чтобы первый взгляд на город оставлял более красочные воспоминания о нем.  

mosaics_chisinau_12.jpg

Мозаика на магазине «Пятерочка» на ул. Мунчештской знаменита тем, что была бережно сохранена во время ремонта. В советское время  там находился популярный магазин электроприборов, а сама мозаика датируется 1968 годом.

mosaic_01.jpg

Мозаика на одном из домов на пересечении улиц Дименеций и Мунчештская.

Мунчештская 801 (104).jpg

На Мунчештской № 801 располагалась Торговая база Молдсельхозтехники. Базы уже нет, но наш Жёлтый трактор - всё ещё пашет.

Мунчештская 801 (103).jpg

Мунчештская 801 (101).jpg

На Мунчештской, до пересечения с ул. Грэдина Ботаника,  нет перекрестков – все улицы от нее тянутся только в одну сторону – от железной дороги к Ботанике. Из-за узких тротуаров пешеходам не ней не слишком комфортно, особенно в дождливую погоду – того и гляди, проезжающий мимо автомобиль окатит грязной водой из очередной лужи. А в сильный дождь Мунчештскую обычно затапливает так, что автомобили с трудом преодолевают потоки воды.

Еще здесь совершенно непостижимая нумерация строений – она начинается не с №1, поскольку часть улицы была отрезана под бульвар Гагарина, и теперь за №9 по бульвару Гагарина следует №11 по Мунчештскому шоссе. В то же время у расположенной по четной стороне церкви стоит №47 , а за ней находятся многоэтажки с №52 и №54. В то же время по нечетной стороне за домом №17 следует дом №29.

Еще по Мунчештскому шоссе расположено озеро «Виктория» возле которого стоит многоэтажный жилой дом с №788. А заканчивается Мунчештское шоссе домом № 814.

Троллейбусный_парк_№_2_Кишинев.jpg

В 1966 на юго-восточной окраине города – в месте пересечения Мунчештской с Красносельской (позже – ул. Кодицы, теперь – ул. Буребиста) был открыт троллейбусный парк № 2, и стал курсировать троллейбус №5.

Троицкая церковь – одна из немногих, функционировавших и в советское время

В 1852 году жители села Мунчешты ходатайствовали о строительстве церкви. Это дело благословил Архиепископ Кишинёвский Иринарх. Церковь строили из бута, привозимого из каменоломен Прункула и Крикова. Однако строительство приостановилось, дойдя лишь до оконных проёмов. И тогда купец Иван Градинар и священник Иоан Фёдорович Баконский пожертвовали личные средства на строительство православного храма. В 1862 году оно было завершено, и  храм  освятили во имя Святой Троицы. В 1893 при храме были открыты школа и библиотека. А Василий Пурчел, владелец кирпичного завода, который до сих пор стоит на улице Заводской, подарил церкви две десятины земли под кладбище.

Троицкая цероквь 1980-е.jpg

Храм Святой Троицы – типовой для Российской империи середины XIX века. 9-метровый, с двухэтажной колокольней высотой 25 метров над притвором,  с апсидным – то есть выступающим полукругом в прямоугольном плане здания – алтарем. Золоченые луковицы куполов над крышей церкви и над колокольней видны издалека в любую погоду. Несмотря на то, что ее освящение произошло в 1862-м, внутри церковь была впервые расписана только в 1958 году. Известны имена художников, расписавших своды церкви и иконостас – Б. Шукин и Г. Никитин. В 1976 году были обновлены все иконы иконостаса. А в 1982, в связи с 120-летием храма, в нем был сделан капитальный ремонт.

Окрестности вокзала (1).jpg

С момента освящения и до сего дня храм работает, как говорится, без выходных и праздников. Даже в советское время его ни на день не закрывали. В настоящее время храм, и прилегающий к нему погост являются памятниками культуры и охраняются государством. А прах купца Грэдинару (Градинаря), как главного ктитора церкви, был захоронен в западной стене этого здания.

Троицкая церковь 2000-е (6).jpg

Кладбище на Мунчештской улице – одно из самых старых сохранившихся в Кишиневе. Оно до сих пор действует, равно, как и действует на местных жителей и то, что часть погоста была снесена, а на освободившемся месте построили дома. Подробнее об этом написал Николай Костыркин для sputnik.md.

Микрорайон Мунчешты сформировался вокруг бывшей сельской улицы

В настоящее время микрорайон Мунчешты охватывает большую территорию от площади Негруцци и района железнодорожного вокзала вдоль бульвара Гагарина и Мунчештского шоссе, кишинёвской железной дороги, а также улицы Каля Басарабией до парка отстоя пассажирских поездов, находящегося ближе к станции Ревака. Частично он относится к сектору Ботаника, частично – к сектору Чеканы. На его территории расположено множество объектов железнодорожной инфраструктуры (железнодорожный вокзал, депо, парк отстоя пассажирских поездов), промышленные предприятия (АО «HIDROPOMPA», завод «Виброприбор», мясокомбинат «CARMEZ», хладокомбинат «Frigo», предприятие «Moldagroteh», предприятия автосервиса и другие).

После распада СССР построенные здесь предприятия, в отличие от промзон на Новых чеканах и Отоваске, продолжили работать. Мунчештское шоссе постепенно обновляют и благоустраивают, однако оно по-прежнему остается одной из самых пыльных и грязных кишиневских магистралей – бытовой мусор там зачастую выкидывают прямо из окон машин. Как рассказывают работники коммунальных служб, по этой трассе в столицу заезжают люди из сел, они выбрасывают на обочину мешки с чем угодно, даже со стройматериалами.
мунчешть.jpg
В часы пик поток транспорта здесь практически останавливается. А еще здесь месяцами стоит невыносимый запах, источником которого, как утверждают местные жители, является завод, где производят спиртное.

А не так давно по Мунчештскому шоссе был запущен новый троллейбусный маршрут, который связал центр столицы с пригородами Сынжера, Кодру и улицу Бэчоий Ной. По нему курсируют троллейбусы на автономном ходу.   

Еще на Мунчештах находится один из столичных парков, который так и называется – Парк Мунчешть. Этот парк расположен напротив кишиневского аэропорта между улицей Аеропортулуй и Мунчештским шоссе и занимает площадь 165 гектаров. Он создавался для отдыха работников нового кишинёвского аэропорта (построенного в начале 1960-х годов), жителей ближайших посёлков «Аэропорт», «Кодру» и Ревака.

Парк_Мунчешть_дорожка.jpg

Однако в настоящее время Парк Мунчешть весьма небезопасен для прогулок, как по причине постоянно случающихся провалов грунта, так и из-за экологической загрязнённости – здесь годами никто не убирает и то и дело непонятно откуда возникают новые ручьи и потоки. Прогулки по парку «Мунчешть» в сумерках — рискованное занятие, так как даже на давно проделанной тропе можно провалиться в яму или овраг достаточно большой глубины (в иных случаях — до двух метров) и нажить себе переломы и другие травмы. В парке, ближе к Мунчештскому шоссе, имеется небольшое озеро, которое носит название «Озеро Кодру». Но оно заросло камышом, и купание в нём запрещено. 

Какая-то безрадостная вырисовывается картина... Остается только верить, что когда-то и на этой улице будет праздник!

Автор: Галина Малышева




Новости на Блoкнoт-Молдова
Мунчештское шоссеокраинапромзонаистория
1
0