Молдова Воскресенье, 08 декабря
Общество, 06.12.2019 13:21

Памятник геройски погибшим милиционерам из Молдовы открыли в Ростовской области

В России открыли памятник героям, павшим в Великую Отечественную войну, среди которых милиционеры Молдовы.

Монумент стоит в станице Мелиховской Усть-Донецкого района Ростовской области.

Инициаторы установки памятника на месте гибели бойцов и командиров молдавской милиции и воинов НКВД – жители станицы Мелиховской Георгий Антонович Антонов и начальник штаба Мелиховского казачьего общества Владимир Борисович Годный. На открытии памятника присутствовали жители станицы, казаки Мелиховского казачьего общества, поисковики отряда «Донской» имени Калинина и учащиеся Мелиховской средней школы.

– На монументе увековечены имена бойцов и командиров 3-го батальона 1-го полка дивизии милиции войск НКВД, погибшим в 1942 году. Для жителей Молдовы это особое событие – среди погибших героев значатся имена наших соотечественников, сотрудников молдавской милиции, сражавшихся на Ростовской земле, - написал в соцсетях председатель Национального координационного комитета «Победа» Алексей Петрович.

Передавая рассказ коллег-поисковиков из Ростовской области, он сообщил, что в горячем июле 1942 года к колодцу на краю станицы Мелиховской, по пути на переправу, подъехала полуторка с отступающими бойцами Красной Армии. Офицеры, сержант и бойцы решили привести себя в порядок. Их форма, выгоревшая под лучами летнего солнца, пропитанная потом и покрытая слоями пыли донских степных дорог, практически не отличалась от формы других отступающих. По воспоминаниям старожилов станицы, находившихся в то время у колодца, тяжело было разобрать, кто из них командир, а кто боец.

– Одни начали набирать ключевую студеную воду во фляжки, пополняя запас на долгий предстоящий путь, другие, сбросив с себя гимнастерки, принялись обмываться, кто-то, разложив бритвенные приборы на подножке машины, собирался сбрить щетину с опаленного порохом и изможденного дальними переходами лица. Очевидно из-за шума колонны отступающих, гула техники и стада эвакуированных животных, бойцы и командиры не услышали рева стаи стервятников - пикирующих юнкерсов. Осколки вражеской бомбы оборвали жизнь трех бойцов и ранили остальных. Форма их давно не напоминала форму милиционеров молдавской милиции и командиров войск НКВД. Очевидно поэтому местные жители, хоронившие погибших и перевязывая раненых, считали, что жертвами вражеской бомбежки стали бойцы и командиры-пехотинцы. Это уже позже, через 70 лет, когда их останки напичканные осколками вражеской бомбы, эксгумируют поисковики Поискового движения России, станет известно, что речь идет о тех отважных героях войны, которые пропали без вести 20 июля 1942 года, - написал Петрович.

Старожил станицы Мелиховской Мария Федоровна Быстреу (Забелина) вспоминает: «В июле 1942 года много наших воинских частей отступало к нашей станичной переправе. И беженцы шли, и скот гнали от немцев. Здесь, недалеко от переправы, у развилки двух дорог, был большой колодец - копань, и военные, да и беженцы, часто останавливались попить, набрать воды и умыться. В один из последних дней июля к копани подъехала грузовая машина. Из неё вышли несколько бойцов и стали набирать воду и умываться. Внезапно налетели 19 немецких бомбардировщиков и три истребителя, и давай бомбить и поливать всех свинцом. Тут такое творилось! А куда бежать солдатикам, кругом степь, сушь, трава вся высохла. Чуть дальше дворы. Но немецкие самолеты вылетели из-за бугра и солдатики не успели спрятаться. Вот их троих сразу и сразило бомбой. А еще четверых ранило. Но наша бабушка, Забелина Анастасия Васильевна, со своими соседками, Бондаревой Марией Дмитриевной, Апрышкиной Марией Зиновьевной и ее дочерью Апрышкиной Анной Ивановной захоронили первых убитых. А через день, другой и раненые умерли. Один все говорил моей маме, что вот выздоровеют и пойдут дальше. А у самого кишки наружу вылезли. Мама кое-как вправила их, да замотала живот тряпками потуже. Вот уж он ругался, да громко. Видимо ему очень больно было. Документы бабушка доставала, но куда всё делось, я и не помню. Мама отдавала документы военным при отступлении или после освобождения, а может в сельсовет? Да и где эти могилы находятся, я тоже уже не помню. После первой бомбежки я с тетей Вассой Петренко и другими хуторянами уехала в балку, что находится выше хутора Исаевского. Там много наших пряталось от вражеской бомбежки».

Еще одна жительница станицы Александра Васильевна Драчёва вспоминает: «Мама (Апрышкина Анна Ивановна) мне рассказывала, что после бомбежки они нашли несколько убитых красноармейцев у колодца. Рядом стояла разбитая машина. Убитых она с бабушками похоронила в воронке у дороги. О второй могиле я не помню».

– По воспоминаниям родственников Вещеваловой Надежды Прохоровны, она рассказывала, что когда в июле 1942 года она спускалась к колодцу за водой, то видела, как у колодца остановилась машина, из неё вышли красноармейцы и начали умываться и бриться. Внезапно налетел немец и стал бомбить. После бомбежки женщины нашли несколько убитых воинов Красной Армии и захоронили их. Прошли годы, про захоронение героев войны почему-то забыли. И лишь когда у дроги поселилась семья Антоновой Марии Борисовны и на своем участке наткнулась на останки советского воина, вот тогда работниками сельсовета и была установлена памятная стела и оградка вокруг нее. Умирали свидетели тех жестоких военных событий, подворье переходило по наследству от родственников к родственникам, и захоронение было заброшено. Сегодня мало кто помнит точное место могил. Кто-то утверждает, что было две братские могилы на расстоянии в несколько метров друг от друга. Другие говорят, что было два могильных холмика рядом и впоследствии их соединили в один, но останки никто не переносил. Так или иначе, но второе захоронение на сегодняшний день не найдено, - сообщил Алексей Петрович.

Он привел текст из аналитической записки поискового отряда «Донской» имени Анатолия Калинина:

«По данным Шатохина Анатолия, которые ему удалось найти в архивах МВД Молдовы, здесь числятся убитыми и пропавшими без вести 20 июля 1942 года девять пограничников и милиционеров:

- убиты во время налета вражеской авиации:

1. Младший лейтенант милиции Большаков Дмитрий Иванович
2. Младший л-т милиции Дудник Федор Максимович
3. Мл. л-т милиции Лаврентьев Борис Григорьевич

- пропали без вести:

1. Сержант милиции Заливадный Андрей Митрофанович
2. Воентехник Кутепов Павел Илларионович
3. Шофер Кухарь Кирилл Кириллович
4. Курсант Кишинёвской школы РКМ Карпилин Иван Теофилович
5. Шофер Ложичевский Петр Дмитриевич
6. Милиционер Шокот Яков Мошьевич (Мойшевич)

Бывший курсант Карпилин Иван Феофилович (Теофилович) остался жив в июле 42-го, а погиб позднее, 13.01.1944 в звании старшего сержанта, командира отделения 230-го стрелковой Сталинской дивизии в Запорожской области».

– Следовательно, рассказ старожил правдив и подтверждает, что реально было захоронено семь человек. И захоронены они перед приходом немцев, то есть 20-22 июля. Примерная дата гибели нам известна. Но кто эти погибшие? Если известно по архивам МВД, что убитых 3 человека, а пропавших 6, но из них Шокот остался жив, а Карпилин погиб позднее, то в безымянной могиле лежат останки сержанта Заливадного, воентехника Кутепова, и вольнонаемных шоферов Кухаря и Ложичевского. Тем более что с останками найдена эмблема техника. Кобуры, скорее всего, принадлежали сержанту и воентехнику, а у вольнонаемных водителей могли быть карабины. Но, к сожалению, оружия, по номерам которого можно было бы провести поиск их владельцев, в захоронении не обнаружено, - заключил Петрович.

Подготовил Николай Костыркин

Новости на Блoкнoт-Молдова
Великая Отечественная войнаНКВДпамятникМолдоваРостовская область
1
0