Молдова Вторник, 07 мая
Общество, 23.11.2019 16:56

Танкер под молдавским флагом, затонувший в Одессе, был задействован в контрабандных схемах

Танкер «Delfi», затонувший в районе пляжа «Дельфин», уже отравлял море мазутом и участвовал в контрабандных схемах.

Танкер «Delfi» был построен в ноябре 1974 года в болгарском городе Русе, на судостроительно-судоремонтном заводе «Иван Димитров». Это рейдово-портовое бункеровочное судно болгарского проекта 585, предназначенное для перевозки относительно небольшого количества нефтепродуктов и заправки других плавсредств топливом и моторными маслами. Его длина – 59 метров, наибольшая ширина – 10 метров, дедвейт – 1634 тонны, валовая вместимость — от 960 рег. тонн, грузоподъемность 1565 тонн (1458 тонн мазута, 77 тонн масла, 30 тонн сухого груза). Максимальная скорость 9 узлов. Судно не предназначено для выхода в открытое море, особенно в такую погоду.

За свою долгую жизнь этот танкер неоднократно менял названия, флаги и владельцев. Первоначально он именовался «Пялица» и принадлежал советскому Черноморскому морскому пароходству. После распада СССР он был приписан Ильичевскому морпорту и ходил под флагом Украины. После приватизации танкер перешел в собственность «Одесской танкерной компании» и был переименован в «Экологию» (Ekologia). Затем он сменил порт приписки на Батуми, и некоторое время ходил под флагом Грузии. В 2010-х его переместили в Одессу и еще раз «украинизировали». Затем у судна в очередной раз сменились владелец, название и порт приписки. Собственником танкера, переименованного в «Delfi», стала британская фирма из Бирмингема «Atenia Holding». А перепрописана 45-летняя посудина была в молдавском порту Джурджулешты на Дунае – с молдавским же флагом, сообщает «Думская».

Ранее с танкером «Делфи» уже происходили скандальные истории: в феврале 2017 года он попался на сливе нефтепродуктов в районе Белгорода-Днестровского, но дело тогда прикрыли, судя по всему, за взятку. В феврале прошлого года танкер едва не затонул в румынских территориальных водах - тогда «Делфи» подал сигнал бедствия и был отбуксирован в Констанцу проходившими мимо судами.

У журналистов есть все основания полагать, что многочисленные переименования танкера, смены флагов и владельцев происходили не случайно, а связаны с довольно бурной и не совсем законной жизнью, которую вел маленький бункеровщик, курсировавший между Грузией и Украиной.

Этим и объясняются неадекватные поступки команды терпящего бедствие судна, и не которые несуразности в действиях портовых властей и спасателей. Можно начать с того, что «танкер «Делфи» (IMO 8866266) «спокойно» переждал бурю в районе пляжа «Старик» на Дельфине».

Журналисты попытались выяснить, что же делал танкер с марта месяца в нейтральных водах недалеко от Южного.

- Морские пограничники мамой клянутся, что ничего особенного, просто стоял. Да-да, именно такое заявление, к удивлению всех присутствовавших, представители ГПСУ сделали на вчерашнем заседании губернаторского «оперативного штаба». Знающие люди говорят, что так не бывает, и скорее всего, «Делфи» был задействован в контрабандной перевалке нефтепродуктов. Схема простая: бункеровщик не просто стоял, а стоял там, где его не могла (или не хотела) достать морская охрана. По ночам к судну подходили другие танкеры, перекачивавшие в его емкости нефтепродукты, которые впоследствии переправлялись малыми партиями на берег — на катерах, баркасах и других подобных плавсредствах, - пишет «Думская».

Такая версия вполне похожа на правду, если учесть результаты расследования, установившего, что на протяжении 2012-2014 годов «неустановленные лица организовали преступную деятельность, направленную на ввоз нефтепродуктов на территорию Украины». Часть нефтепродуктов впоследствии переправлялась за границу через Измаил и румынскую Тульчу, а часть реализовывалась в Украине. В схеме было задействовано множество офшорных компаний и еще больше морских судов, в том числе и танкер «Делфи».

Иначе, чем еще можно объяснить длительное пребывание бункеровщика в открытом море, минимальный состав экипажа (три человека — достаточно для стоянки в порту, но не для многомесячного сидения в нейтральных водах), нежелание капитана эвакуироваться, а также заявления компетентных органов об отсутствие на его борту «незаконного и опасного для экологии груза». И экипаж танкера прекрасно знал чем занимается, иначе не стал бы проявлять столь неуместный для гражданских судов «героизм» - спасателям чуть ли не силком пришлось снимать их с ржавой посудины.

В настоящее время именно этот отсутствующий груз – нефтепродукты – отравляет акваторию Одесского залива и засоряет городские пляжи. По данным экологов,  концентрация нефтепродуктов в районе крушения танкера «Делфи» превышает допустимую в 157 раз.

Что будет дальше?

Через пару дней, когда шторм утихнет, из Черноморска прибудет плавучий кран «Богатырь». Судно сдернут с волнореза, залатают пробоины и откачают воду, после чего отбуксируют в тот же Черноморск, где оно продолжит гнить уже в качестве вещдока по нескольким уголовным производствам. Или же разрежут на месте, если груз для «Богатыря» окажется неподъемным.

Владельца, естественно, не найдут, капитана привлекут к уголовной ответственности, но не посадят, лишь оштрафуют на огромную сумму. Через какое-то время он скроется за границей, не заплатив Украине ни гривны. Ну а одесситы и гости города следующим летом будут нежиться под солнцем на загаженном нефтепродуктами песке.

Как утверждает Морское агентство Молдовы, танкер «Delfi» ходил под молдавским флагом незаконно. По данным ведомства, разрешение на право плавания под морским флагом Молдовы было отозвано у этого морского судна еще 27 сентября 2018 года. Причина – несоответствие его технического статуса требованиям международных конвенций в области судоходства, участником которых является наша страна.

В этой связи возникает закономерный вопрос: Как вообще судно в подобном техническом состоянии и с настолько скандальной историей смогло получить приписку в молдавском порту Джурджулешты и право плавания под флагом Республики Молдова?

Автор: Михаил Генчу


Новости на Блoкнoт-Молдова
танкерштормбедствиеэкологи
0
1