Цены на топливо и тарифы среднеевропейские, зарплаты среднеафриканские: Итоги 2021 года в сфере экономики и рынка труда
Читайте также:
- Сказка «Шерифа», олимпийский успех Тарновского, геройства борцов, кошмар футбольной сборной – каким получился 2021 год для молдавского спорта (23.11.2021 17:45)
- "Денег нет, но вы держитесь" - выживающие театры, разрушенные памятники и мероприятия в онлайн-формате. Итоги культуры 2021 года (18.11.2021 13:18)
- Итоги 2020 года на рынке труда: через ковиды к заоблачным зарплатам (07.12.2020 18:55)
«Блокнот Молдова» по традиции подводит итоги уходящего 2021 года.
Сказать, что год был крайне сложный, - это не сказать ничего. Ковидный кризис с введением чрезвычайного положения в области здравоохранения, постоянный рост цен на топливо, смена правительства, энергетический кризис и повышение цен на тарифы, проблемы аграриев и увеличение цен на продукты первой необходимости, и как результат, резкий скачок инфляции, и все это всего за один год…
Цены на топливо: Нет такого преступления, на которое не пошел бы бизнес, когда цифра рентабельности превышает 20% (Ленин)
Еще в начале года эксперт рассказал, почему не стоит ждать падения цен на топливо в Молдове. Он отметил, что спекуляции на стоимости топлива являются результатом картельного сговора компаний-поставщиков, и основным компонентом, влияющим на изменение цены, является барьер прибыльности. Однако существует действенный метод регулирования цены на топливо – это установление предельной цены.
- Цены, которые сегодня декларируются, являются биржевыми. Для исправления ситуации берется нормированная цена на доставку и реализацию топлива в рознице, а затем устанавливается предельная цена. То есть, заправки не могут продавать топливо выше этой, установленной стоимости. Это – действенный метод регламентирования, – считает Михаил Пойсик.
Эксперт отметил, что без такого инструмента компании-поставщики «взвинчивают» цены на бензин и дизельное топливо, в среднем на 7-10% ежегодно. При этом 1% повышения цены эквивалентен заработку компаний-поставщиков топлива в 10 миллионов долларов. Все эти средства поступают в виде чистой прибыли из карманов граждан Молдовы за счет увеличения цен на товары, услуги и продукты питания.
Поэтому молдавским автолюбителям не стоит ожидать падения цен на топливном рынке страны – интересы поставщиков нефтепродуктов превыше нужд рядовых граждан, и они всегда будут идти с опережением, чтобы постоянно получать сверхприбыли.
И он оказался абсолютно прав. А действующие власти даже не скрывают, чьи интересы они защищают в данном вопросе, и это отнюдь не интересы жителей Молдовы.
Против ограничения максимальных розничных цен на нефтепродукты выступила Ассоциация иностранных инвесторов (FIA). И тут же соответствующую законодательную инициативу зарегистрировали депутаты партии «Действие и солидарность», ранее возглавляемой действующим президентом. В документе, который был направлен в парламент, правительство и НАРЭ, сказано, что механизм ограничения цен на основные нефтепродукты противоречит Конституции, согласно которой экономика Молдовы является рыночной, социально ориентированной, основанной на частной и публичной собственности и свободной конкуренции.
- Создавая ограничительную и непрозрачную нормативно-правовую базу, под предлогом защиты интересов только определенного сегмента конечных потребителей и без какого-либо обоснования, основанного на макроэкономических фактах или показателях, государство бросает вызов принципам рыночной экономики. В этих условиях государство самостоятельно создает условия для сокращения или даже подавления инвестиций в экономику Молдовы, что может отразиться напрямую на сокращении числа рабочих мест и ухудшении условий труда. Значительная часть операторов рынка нефтепродуктов в Молдове – это компании с иностранным капиталом, и повторное внедрение концепции ограничения цен создаст трудности в накоплении средств для инвестиций в содержание АЗС и хранилищ нефтепродуктов в надлежащем техническом состоянии. Это увеличивает риск невозврата иностранными инвесторами вложенных средств, наносит ущерб их деятельности в Молдове и нарушает международные соглашения о продвижении и защите иностранных инвестиций, - утверждали авторы инициативы.
По мнению иностранных инвесторов, установление цен каждые две недели, основываясь на котировках Platt’s за предыдущий период, поставит экономических агентов в невыгодное положение, как это случилось в 2018 году, когда они упустили прибыль. Повторение такой ситуации в условиях экономического кризиса из-за COVID-19 создаст безвозвратные убытки для компаний.
Что ж, благодаря приходу к власти ПДС, иностранные инвесторы в этом году прибыль не упустили. Уже даже невозможно подсчитать, сколько раз в республике поднимались цены на топливо. И это в условиях экономического кризиса в связи с пандемией и бедственного положения аграриев, сильно пострадавших от прошлогодней засухи. Но что значит для пасовцев ситуация в стране и бедственное положение ее жителей и местных фермеров, когда на кону стоит недополученная прибыль офшорных инвесторов?
Бастующие транспортники
15 февраля Национальная чрезвычайная комиссия общественного здоровья (НЧКОЗ) в связи с ухудшением эпидемиологической обстановки решила ограничить количество пассажиров на железнодорожном и автомобильном транспорте муниципального, районного и междугородного сообщения – до 50% от посадочной способности. За этим тут же последовали протесты транспортников.
Прекрасно зная, что остановка движения транспорта приведет к серьезному нарушению экономических и социальных процессов в республике, пассажироперевозчики выставили заведомо невыполнимые требования. Они потребовали отмены санкций за невыполнение требований в отношении защиты от коронавируса; вакцинации всех водителей общественного транспорта в течение 7 дней; бесплатного обеспечения защитными материалами, масками, халатами, дезинфицирующими средствами каждой транспортной единицы; немедленной выплаты из государственного бюджета компенсационных средств в размере среднемесячной заработной платы по экономике водителям за каждый месяц пандемии, а также бесплатного распределения дизельного топлива, необходимого для деятельности регулярного пассажирского транспорта из государственного резерва и международной помощи.
Кроме того, транспортники требовали снижения цен на топливо и даже провели акцию перед резиденцией президента. «Остановите рост цен на топливо», «Нам не нужны такие перемены, снизьте цены на бензин и дизтопливо», «Майя Санду, где перемены к лучшему? Останови рост цен на топливо», - вот лишь некоторые сообщений, адресованных ими Майе Санду.
Сейчас конец ноября, а ситуация полностью повторяется – транспортники опять бастуют, требуя повышения вдвое, а то и втрое, тарифов на междугородних рейсах - с 0,60 лея / км до 1,85 лея / км в связи с катастрофическим повышением цен на бензин, дизтопливо и сжиженный газ. В настоящее время базовый тариф составляет 60 банов / км / на одного пассажира для транспортных средств II категории комфортности и 70 бан / км / на одного пассажира для категории транспортных средств комфорт-класса I. Эта цена была установлена в конце 2019 года и вступила в силу с 2020 года. Власти пока не спешат идти им навстречу.
Все больше и больше фермеров осознают, что с нынешними ценами на топливо и при отсутствии торговли с Россией им попросту не выжить – некуда продавать продукцию.
Причем этот тезис полностью подтверждается декларациями об имуществе и оффшорными активам команды PAS. Сам Раду Мариан отметился в этой связи незадекларированной квартирой. Другой представитель нынешней партии власти Думитру Алайба в ходе обсуждения законопроекта заявил, что налогоплательщики даже заинтересованы иметь госслужащих-миллионеров, получающих многомиллионные платы в виде закамуфлированных коррупционных выплат.
- Все же, дорогие коллеги, за что бы мы ни брались, перерастает в коммунизм: топливо – плафонируем, ставки доходов – плафонируем, зарплаты – плафонируем. Да сколько можно? И прошу вас правильно говорить: не государство дает зарплаты, а налогоплательщик платит зарплаты этим госслужащим. И я считаю, что есть граждане, есть достаточно думающих налогоплательщиков, готовых платить скромную зарплату, чтобы иметь профессионалов и чтобы не быть ограбленными, - заявил Алайба.
Когда же по результатам парламентских выборов ПДС пришла к власти, свою деятельность она начала с большой «чистки» госучреждений, выкинув из них специалистов с многолетним стажем работы, трудившихся при прежних правительствах.
В результате власти столкнулись с огромным кадровым голодом – в правительстве просто некому работать. Президент лично объявила в социальных сетях об огромном числе свободных вакансий, но трудоустраиваться туда граждане не спешат.
А вообще в Молдове работы достаточно и с не самыми плохими окладами и людей, зарабатывающих свыше 40-50 тысяч леев в месяц, тоже не мало. Иначе откуда взяться средней заработной плате по экономике в размере в 9045 леев? Да и в сравнении с этой зарплатой тариф на газ не так уж и вырос…
Постоянную нехватку сотрудников испытывают органы МВД, медицинские учреждения, сфера образования. Имеется также нехватка работников в сфере производства, сельском хозяйстве и строительстве, а также в сфере муниципального общественного транспорта. Причем зарплаты предлагаются неплохие. Однако в связи с ростом цен и тарифов граждане все больше пытаются найти себе работу за рубежом, и у них это неплохо получается. По этой причине уровень безработицы в Молдове даже снижается, несмотря на неработающие из-за пандемии предприятия.
А в это время Нацбанк и Минфин рапортуют о небывалом росте экономики в текущем году – целых 7-7,5%. Хотя, если учесть прошлогодний спад в связи с пандемией, то просто вернулись на свои, в то время как инфляция выросла вполне реально. А вот прогноз инфляции на следующий год при отсутствии реального прогноза по росту зарплат (если не считать зарплат депутатов) заставляет о многом задуматься.
При этом практически все простые жители республики отмечают, что жизнь в Молдове стала заметно хуже, а многие просто не знают, как пережить неуклонно приближающуюся зиму с нынешними среднеевропейскими тарифами на газ и тепло и среднеафриканскими зарплатами и пенсиями.
Даже в сравнении с нашими ближайшими соседями, в Молдове очень низкая зарплата, а уж до среднеевропейской – нам еще расти и расти.
После 13 лет падения цен на жилье, стоимость квартир вновь начала расти. Однако имеется нюанс: на вторичном рынке жилье становится более доступным, в то время как приобрести квартиру в новострое будет все сложнее. Такой прогноз озвучил эксперт по экономической политике Института развития и инициатив (IDIS) «Viitorul» Вячеслав Ионицэ.
- В 2006 году вы должны были работать 36,4 года, чтобы купить квартиру площадью 70 квадратных метров в муниципии Кишинев. Впоследствии, благодаря существенному росту зарплат в леях и стабильному валютному курсу, процесс, начатый еще в 2007 году, к 2020 году значительно увеличился потенциал молдаван по зарплатам, а цена квартир продолжала снижаться. В 2019-2020 годах цена новых квартир выросла несущественно, а старых практически не изменилась и даже несколько упала. Таким образом, в 2020 году молдаване должны были работать 8,5 лет, чтобы приобрести квартиру площадью 70 квадратных метров. Однако в этом году ситуация на рынке жилья ухудшилась, и теперь молдаване должны работать 9,5 лет, чтобы иметь возможность приобрести квартиру площадью 70 квадратных метров. Все дело в том, что хотя зарплаты молдаван и выросли, но цены на квартиры растут намного быстрее, чем зарплаты, - отметил эксперт.
Новости на Блoкнoт-Молдова