Молдова Пятница, 29 марта

Церковь Константина и Елены расположена на территории старинной крепости

Церковь Константина и Елены является одной из главных культовых и архитектурных достопримечательностей Кишинева.

oldchisinau_com-cetatea-00001-1917.jpg

В настоящее время православная церковь Константина и Елены – действующий храм, который ежегодно принимает множество туристов и прихожан. Она была построена на холме, на берегу реки Бык в 1777 году, а ее ктитором был спатарь Константин Рышкану – владелец этих земель.

храм_01.jpg

Изначально она носила название храм Воскресения Господня или Рышканская церковь, как местное село, владельцем которого являлся Константин Рышкану. Тогда село Рышкань относилось к Оргеевскому уезду, в настоящее время – это один из секторов столицы, который носит название Рышкановка.

храм6.jpg

Свое нынешнее название – церковь во имя Святых Константина и Елены – храм получил в 1834 году. Таким образом, Иоргу Рышкану, сын Константина Рышкану, решил увековечить память об отце – Константине.

Церковь построена в старо-молдавском стиле

Храм во имя Святых Константина и Елены – второе старейшее строение и вторая старейшая церковь в Кишиневе, после Мазаракиевской. Ее здание построено в старо-молдавском архитектурном стиле. Уникальность церкви не только в том, что она является одной из самых старых в Кишиневе.

храм4.JPG

По форме она представляет собой ротонду, то есть в основе ее плана круг, слева от центральной части расположена небольшая полукруглая пристройка. Вход расположен не по оси, а по южной стороне притвора. Невысокая колокольня с четырехарочными проемами перекрыта четырехскатной кровлей и увенчана луковкой на высоком восьмигранном барабане. Такой же элемент повторяется на коньяке кровли над алтарем. Боковые апсиды, несколько выделяются на плоскости стены, подчеркивая объемность центральной апсиды.

храм5.jpg

За время существования церковь латали не раз. Она, как и многие другие кишиневские здания, пострадала во время землетрясения 1940-ого года, но была восстановлена. В советское время церковь была закрыта. В начале 1970-х годов в здании случился пожар, сгорели все деревянные конструкции и иконостас.

храм7.jpg

После объявления независимости в храме были проведены реставрационные работы, в результате которых была изменена форма крыши, церковь лишилась привычной формы куполов, а также был сооружён новый притвор. Здесь также был смонтирован деревянный иконостас с каменной стеной, автором которого является известный художник, карикатурист и кинорежиссёр Ролан Виеру. Внутри церковь декорирована достаточно скромно.

За что мертвые мстят живым?

В социальных сетях был опубликован редкий рисунок Петре Кичику, сделанный в 1938 году, в период румынской оккупации Бессарабии. На нем изображен православный храм святых Константина и Елены, расположенный в кишиневском предместье Рышкановка, которое на тот момент являлось чуть ли не самым отсталым пригородом с чрезвычайно бедными, покрытыми камышом домиками.

храм.jpg

Ракурс, с которого был срисован этот пейзаж, необычен тем, что сегодня помимо церкви других элементов этого пейзажа давно не существует – одноэтажные домики за деревянными заборами давно канули в Лету, а на их месте с 1970 годов пролегает скоростная трасса, ради строительства которой было уничтожено старинное кладбище.

кладбище2.jpg

Церковь Константина и Елены очень небольшая, поскольку изначально считалась кладбищенским храмом. В XIX веке храм считался кладбищенской церковью села Вистерничены.

- В былые времена этот храм был церковью предместья Кишинева – села Рышкань. Расположенное здесь кладбище в начале XX века стало городским. Теперь же от него практически ничего не осталось. В 1970-х годах этот некрополь был уничтожен, а часть останков родственники усопших перенесли на новое городское кладбище, именуемое в народе «Дойна», — рассказал краевед Юрий Швец.

oldchisinau_com-cemet-0017.jpg

Некоторые надгробия известных людей, захороненных когда-то на кладбище, были перенесены к зданию церкви. Именно здесь сохранились старинные надгробия, датирующиеся ХIХ ст., среди которых имеются ценные образцы молдавского камнерезного мастерства, в том числе самое старое надгробие в нашем городе. На одной из кладбищенских стел написано по-молдавски: «Аич одихнеште робу думнезеу Потекэ Макар», что в переводе на русский язык означает «Здесь покоится раб божий Потекэ Макар».

- Символы, выбитые под этой надписью – это дата, написанная с использованием кириллической системы исчисления, то есть буквами старославянского алфавита. Расшифровав, мы получим 1783 год. Так как дата на надгробии одна, то понятно, что речь идет о годе смерти. Поиски на других старых кладбищах более древнего надгробия не выявили, - отметил Юрий Швец.

кладбище.jpg
На этом кладбище были похоронены представители многих знаменитых, влиятельных бессарабских семей, в том числе Рышкану, Крупенских, Ралли, Донича и Кацики, с некоторыми из них был тесно знаком А.С. Пушкин. То, что осталось от старинного кладбища, можно и сейчас видеть на территории этого храма. К самой церкви были перенесены некоторые надгробия известных людей, но подавляющее их большинство было утеряно навсегда.

кладбище3.JPG

После Великой Отечественной войны здесь еще хоронили военнопленных, но в 1950-х годах на месте старых могил начали возводить частные дома. А в 1970-х годах было принято решение о строительстве скоростной трассы. Для этого была срыта часть холма, на котором стоит храм, а во избежание обвалов были установлены вертикальные бетонные блоки. Кто-то из жителей Кишинева успел перезахоронить останки своих родственников, погребенных в той части рышкановского холма, которая отводилась под снос, на новом городском кладбище, получившим название Св. Лазаря. Но большую часть могил сровняли с землей либо выкопали при строительстве дороги.

кладбище6.JPG

Некоторые уроженцы Кишинева рассказывают, как детьми играли в тех местах и часто натыкались на торчавшие из земли человеческие кости. А очевидцы строительства трассы утверждают, что видели, как бульдозеры утрамбовывали в грунт десятки дощатых гробов.

кладбище1.jpg

Видимо именно с этим связывают невероятное число ДТП, происходящих на данном участке скоростной трассы. Среди суеверных кишиневцев даже существует поверье, что так мстят живым сотни духов мертвых, чей покой был потревожен на кладбище у храма св. Константина и Елены.

храм1_1.jpg

Церковь Святых Константина и Елены стоит на территории старинной крепости

Сейчас практически не сохранилось следов старинной крепости в окрестностях холма, на котором расположен храм Святых Константина и Елены. Однако сохранились планы Кишинева, выполненные военными российской армии, останавливавшимися или проходившими мимо нашего города.

крепость1.jpg

Кроме того, что это одни из самых ранних планов города, на них можно обнаружить интересный объект в районе церкви Святых Константина и Елены – контуры крупного укрепления. К сожалению, пока нет прямых указаний на то, когда и кем была построена эта крепость. Однако подсказку может дать ее местоположение - крепость стояла сразу за тогдашним Кишиневом на другом берегу Быка у дороги, ведущей в город с севера. На тот момент времени с севера можно было ожидать наступления российских войск. Посему можно предположить, что эту крепость в Кишиневе построили турки для защиты северных границ Османской Империи.

крепость.jpgПлан кишинёвской крепости, зарисованный в феврале 1789 года российскими военными. (Приводится по Sergius Ciocanu, «Orașul Chișinău», 2017).

В архивах сохранился план крепости, зарисованный российскими военными в феврале 1789 года. По нему видно, что крепость представляла собой довольно внушительное сооружение. А церковь Святых Константина и Елены располагалась внутри ее стен. Недалеко от крепости на плане отмечен еще один небольшой объект. По расположению он соответствует сохранившемуся в том районе древнему кургану, на котором в описываемое время мог располагаться наблюдательный пункт. При раскопках в 1998 году студенты Высшей антропологической школы нашли в этом районе элементы керамики XVII века и фрагменты золотоордынской посуды XIV века. 

Кишинев неоднократно сравнивали с землей в ходе проходивших на этой территории многочисленных войн. В одной из них, русско-турецкой войне 1787-1791 годов, город в очередной раз был разрушен до основания отступавшими турками. Видимо поэтому, несмотря на почти 600-летний возраст столицы, самому старому, сохранившемуся на ее территории зданию – Мазаракиевской церкви – чуть более 250 лет. Все более старые постройки были разрушены. Об этом свидетельствуют также описания Кишинева, найденные в письмах участника русско-турецкой войны секунд-майора Фон Раана.

- Кишинев прежде опустошения своего был посредственной город; но когда турки при ретираде своей его оставили, то по обыкновению своему его зажгли. Трогательное зрелище – при каждом шаге находить новые опустошения и разорения, которые только варварскому неприятелю свойственны. Здесь видны печи и трубы, остатки лучших домов, коих числом было около 300. Купеческие лавки, которые составляли каменный квадрат на 300 саженей в окружности, лежат под пеплом, также как и шесть или семь церквей, - описывает Фон Раан.

Рышканский холм был стратегически важной точкой в истории старого Кишинева

Это место было стратегически важным в истории старого Кишинева, поскольку три возвышающихся над рекой Бык холма контролировали переправу. Река всегда была небольшой, но в этих местах у нее была широкая пойма, представлявшая собой заросшую камышами болотистую низменность. Перейти через нее можно было только между Инзовой горой и возвышенностью, на которой стоит церковь Константина и Елены.

oldchisinau_com-cetatea-00001-1789-2.jpgПлан Кишинёва 1789 года. В левом верхнем углу обозначена крепость.(План приводится по Sergius Ciocanu, «Orașul Chișinău», 2017).

- Есть три мыса, возвышающихся над рекой Бык. Первый – место, где сейчас расположена церковь Константина и Елены, второй – где стоит Мазаракиевская церковь, третий – где стоит Благовещенская церковь, за которой начинается Пушкинская горка (ранее называлась Инзовой горой). Между этими возвышенностями была переправа через Бык. Через нее проходили торговые пути с востока на запад – из Сучавы и Ясс в Бендеры, и с севера на юг – из Львова в Белгород, - рассказал историк Марк Ткачук.

находки.jpg

В то же время, согласно старинным свидетельствам и данным археологических изысканий, в XVII веке здесь кипела по-настоящему городская жизнь.

- Наши находки только подтверждают, что мы очень мало знаем о материальной культуре Кишинева XVII-XVIII веков. Как оказалось, кишиневцы того времени массово пользовались стеклянной посудой, порой, довольно изысканной, что тогда было удовольствием, доступным не каждому. Кишинев жил на широкую ногу! В XVII-XVIII веках, несмотря на пожары и разорения, это был довольно богатый город. Что там говорить, если только на этом раскопе (у Армянской церкви) мы получили чрезвычайно представительную серию изделий из фарфора: кофейные чашки, пиалы, блюдца. В большинстве своем они изготовлены в турецких городах Изник и Кутахья. Это настоящие произведения искусства. И, поверьте, и 300 лет назад эти изделия ценились чрезвычайно высоко. Это – роскошь, весьма престижная не только для Молдавии, но и для всей Европы, где фарфоровые изделия начинают производить только в середине XVIII века, - рассказывает археолог Евгений Зверев.

находки1.jpg

Находки археологов позволяют по-новому взглянуть на историю Кишинева, который, как оказалось, еще в XVI веке был вполне благоустроенным и процветающим городом, жители которого пили кофе из фарфоровых чашек и попыхивали керамическими трубками.

- И этот городок является боярством, обязанным платить налог... Он очень благоустроен. Кварталы его очень красивы. Там имеется семнадцать церквей, но монастырей нет. В то же время лавок много. Все дома крыты тростником... Порочные женщины, выйдя из бревенчатых домов, окруженных садами, приходят и усаживаются приезжему человеку на колени, - писал о Кишиневе в 1656 году путешественник, турецкий подданный Эвлия Челеби.

Своеобразной сенсацией стало обнаружение в раскопе у Армянской церкви фрагментов золотоордынской керамики XIV века. Такой же керамикой в XIV веке пользовались арабские путешественники в городе Шехр ал Джедид (так тогда назывался Старый Орхей), что дает основание полагать – в XIV веке на месте нынешнего исторического центра Кишинева было золотоордынское поселение. Таким образом, упоминание в 1436 году некоего «Акбашева Кешенева» «у криницы, напротив леска, где есть татарское селище», может означать, что поселение на этом месте существовало задолго до этого и входило в состав Золотой Орды.

oldchisinau_com-cetatea-00001-1917.jpgВид на Кишинёв с Рышкановского холма, 1917 год. (форум oldchisinau.com, пользователь msico)

Ученые, общественные деятели и простые жители Кишинева неоднократно говорили о важности сохранения культурного наследия молдавской столицы, особенно это касается  исторического ядра старого города. Его давно необходимо взять под государственную охрану и запретить строительство любых зданий до проведения археологических исследований. А еще более правильным было бы вообще запретить здесь какое-либо строительство, сделав туристической зоной, потому что Кишинев в этих границах, как утверждают исследователи, – это один сплошной памятник археологии.

Автор: Галина Малышева

Новости на Блoкнoт-Молдова
Церковь Константина и Еленыхрамкладбищекрепостьраскопки
1
0