У новичков первая мысль: “Это дурдом какой-то”, – учителя Городского Театрального Лицея
Читайте также:
- Пылающее сердце подарил лучшей танцовщице Молдовы любимый мужчина (27.09.2018 17:02)
- Новорожденные котята поменяли мой график, - актриса Ольга Софрикова (18.01.2018 12:29)
- Судьба связала элитарную церковь и лучший кукольный театр Кишинева (07.01.2018 11:20)
С 3 по 9 декабря в театре «С улицы Роз» пройдёт X-й международный театральный фестиваль «МОЛДФЕСТ». С программой предстоящего мероприятия читатели могут ознакомиться на сайте. Мы продолжаем знакомить наших читателей со вселенной, созданной Юрием Аркадьевичем Хармелиным.
Ольга Георгиевна Корженкова – преподаватель сценической речи и актёрского мастерства.
Это были слёзы радости
- Какие качества в учениках вы цените больше всего?
- Хорошее чувство юмора и дисциплину.
- Чем отличаются учителя Г.Т.Л. от преподавателей других лицеев и школ?
- Они демократичнее и, мне кажется, более свободные, понимающие, дружелюбные и каким-то невероятным образом умудряются сочетать эти качества со строгостью и принципиальностью.
- О чём вы думаете по дороге в лицей?
- Я думаю о том, что буду делать сегодня целый день. И о чём-то хорошем, с плохим настроением не иду!
- Вы могли бы вспомнить самый яркий момент из истории лицея?
- Я застала такую революцию, если можно так сказать, когда меняли здание старого лицея, у памятника Сергея Лазо. Я тогда переходила в четвёртый класс, и было много разговоров о том, что закроют лицей. Я очень переживала по этому поводу, несмотря на то, что проучилась всего 3 года. И для меня это очень яркое воспоминание, как мы устраивали забастовку. Мы перекрыли улицу Дечебал и требовали, чтобы нам отдали здание, чтобы наш лицей не закрывали. И родители, и дети, и учителя – мы все были вместе. Потом также вместе мы переезжали в это новое здание, которое нам дали. И несмотря на то, что учебный год у нас начался 15 сентября, мы до этого дня таскали парты, делали ремонт в классах, то есть обустраивали уже новое место.
И ещё, конечно, очень ярким для меня был 12 класс, когда мы играли бакалаврские спектакли, когда я играла в театре и не знала, что останусь здесь, только уже в качестве учителя. Я думала, что пойду учиться в какое-нибудь другое место, соответственно, и работать я бы выбрала иную. И мне казалось, что каждый спектакль – это мой последний спектакль, все экзамены бакалаврские. Мне было больно, я так плакала. Мы играли Чехова, комедию, вроде весёлую и всё замечательно, а я реву, не могу выйти на поклон, я плачу от мысли, что это мой последний спектакль. Мимо проходит мой одноклассник и в суматохе спрашивает: “Корженкова, тебе что, в нос дали?” А я просто стою, закрыв лицо ладошками, и плачу от какой-то душевной боли, что не смогу больше встретиться со сценой, с учителями, ни с кем. Я отвечаю ему: “Отстань”,- и иду дальше, на поклон, и реву от счастья. Это были слёзы радости!
Елена Анатольевна Мирон – учитель математики, завуч по учебной работе
Немного усталый, но такой счастливый!
- В какой момент вы понимаете, что любите свою работу?
- Понимаешь, это не может быть момент, это длительный процесс. Бывает такое, когда идёшь с работы, у тебя всё получилось, и от этого прекрасное настроение. Ты идёшь, светит солнце, хорошая погода, и у тебя такое тихое ощущение счастья. Вот просто, всё хорошо! Ты идёшь, немного усталый и внутренне опустошённый, но такой счастливый! В этот момент понимаешь, что любишь свою профессию.
- Какие качества в учениках вы цените больше всего?
- Искренность, доброжелательность, понимание. Ученик может не успевать по каким-то предметам, но при этом быть хорошим человеком. Просто ответственным, добрым, отзывчивым. Не люблю наглости, потому что когда человек что-то не сделал, появляется такая защитная реакция, и он начинает хамить, грубить. Вот это мне не нравиться. Не сделал, не сделал, сделаешь потом, всё ведь исправимо в этом мире. Не получилось сегодня, получится завтра.
- Можете ли вы сказать, чем отличается наше поколение от поколений, которым вы преподавали ранее?
- Дети практически ничем не отличаются. Даже в одинаковых классах, на протяжении многих лет, они играют приблизительно в одни и те же игры. Их возрастные особенности повторяются, и в этом смысле ученики просто сменяют друг друга.
- Чем отличаются учителя Г.Т.Л. от преподавателей других лицеев и школ?
- Я думаю, тем, что они больше понимают детей и менее их третируют. Они не относятся к ученикам на подобии: “Молчи, я знаю больше, чем ты.” Все стараются объяснить, понять. Идёт нормальное общение, когда ученик не боится подойти к учителю и что-то у него спросить.
- С какой из геометрических фигур вы могли бы сравнить свою любовь к лицею?
- С окружностью. Со всех сторон нет начала и нет конца, то есть один день, плавно перетекает в другой. Общение с одним человеком плавно перетекает в общение с другим.
Может быть, даже не с окружностью, геометрической фигурой, а скорее со спиралью. День за днём, как по спирали. Вроде бы то же самое, только на уровень, что чуть выше.
- Математика важна для очень многих сфер деятельности. А вот имеет ли она место в актёрском ремесле?
- Конечно. Во-первых, внимание. Это же уровень развития, невнимательный человек на математике не может быть внимательным на актёрском мастерстве. Это общее качество.
Умение расставить всё по полочкам для актёра важнее, может быть, даже больше, чем для математика. Потому что, если он что-то забудет, зритель это сразу увидит.
И учителя по актёрскому очень часто говорят, что тот, кто учится хорошо, и по актёрским дисциплинам успевает лучше. Не все актёры с красным дипломом, но большинство заканчивают школу очень хорошо.
Василий Павленко (заслуженный артист Республики Молдова) очень хорошо учился, у Василия не было задачи по геометрии, которую он бы не раскусил. Он добивался, чтобы каждая задача была решена.
Евгений Петров (заслуженный артист Республики Молдова) не только математику хорошо знал, он ещё и в шахматы замечательно играл. Помню, ко мне как к классному руководителю приходил тренер шахматной сборной, мол, как его между нами поделить на части. Но он, всё-таки, выбрал театр.
Двоечников, кто стал артистом, не могу назвать ни одного.
Татьяна Ивановна Гончарова - учитель истории, завуч по воспитательной работе
Новички начинают жалеть, что жили всю жизнь без этого
- Почему вы работаете именно в Театральном лицее?
- Я никогда в жизни не думала, что буду работать в Театральном лицее. Я начинала свою работу после института, в 55 школе (лицей Б.П. Хаждэу). Там я познакомилась с Юрием Аркадьевичем Хармелиным, Еленой Анатольевной Мирон и с преподавателями, которые уже сейчас работают здесь. Я вышла замуж, родила двоих детей, а когда вернулась из декретного отпуска в 55 школу, узнала, что Юрия Аркадьевича нет и он открыл свой, Театральный, лицей. Я побежала к нему, и он с удовольствием взял меня на работу. Так я начала работать в Г.Т.Л.
Ни секунды не жалею, что судьба сложилась именно так. Я обожаю Театральный лицей.
- Чем отличаются учителя Г.Т.Л. от преподавателей других лицеев и школ?
Мы открытые, демократичные. Мы все актёры тоже. Невозможно работать в Театральном лицее и не иметь актёрских данных. Я, например, знаю, что они у меня есть благодаря тому, что я здесь работаю. Человек инородный, не имеющих актёрских способностей, не может здесь задержаться. Он не понимает, что здесь происходит. У новичков, которые сюда приходят, первая мысль: “Это дурдом какой-то.” А потом они начинают жалеть о том, как они жили всю жизнь без этого.
- Если бы вам предложили сыграть в одном из спектаклей нашего театра, то какой спектакль и какая роль бы это были?
- Несколько лет назад очень сильно нашумел фильм “Училка” с Купченко в главной роли. Я думаю, что согласно своему возрасту и профессии, я бы с удовольствием сыграла в школьном спектакле именно учительницу. Мне кажется, у меня бы это получилось.
- Как вы относитесь к самовыражению учеников и его внешнему проявлению?
- Я стараюсь их не «забивать». В основном поддерживаю, в силу того, что у меня двое детей закончили этот лицей, два мальчика, я всем рассказываю, что я вынуждена была слушать их музыку, разбираться в их интересах. Я это всё прошла и считаю, что если учитель будет в «теме», будет современен, то его будут любить и ученики.
Даже когда это чересчур, то я не оскорблю, а постараюсь дать совет или хотя бы объяснить, что это, конечно, прикольно, но все-таки не для школы.
- Театральный лицей сталкивался с множеством проблем, решить которые без Юрия Аркадьевича Хармелина было бы очень сложно. Как учитель истории с кем из военачальников вы могли бы его сравнить?
- Ну, на самом деле, Юрий Аркадьевич не воинственный человек. Есть два разряда людей: одни могут добиться чего-то посредством применения силы, а другие решают что-либо умом, логикой, включают аргументы очень серьёзные, по типу военачальников. Ю.А. Хармелин принадлежит второму разряду. Он не боец в плане открытого сражения, а интеллектуал. Поэтому из всех военачальников, которые на моей памяти, я бы его сравнила больше с Александром Македонским. Он нежно относился к побеждённым народам, старался не ломать их структуру. Убеждал, что им же будет лучше под властью греческой империи.
- В каком из исторических периодов вы бы хотели жить и почему?
- В Средневековье, когда рыцари уважали дам, посвящали им различные баллады. Рыцарская честь была в моде. Именно Средневековье, когда была развита любовь к даме, привлекает меня как культурная и историческая эпоха. Поклонение даме. Рыцарские турниры. Сидишь на трибуне в красивом платье, и в честь тебя сражаются. Преподносят тебе розу.
Анна Дмитриевна Каналы – учитель химии и биологии, завуч по воспитательной работе
У нас очень много тепла и энергии
- Почему вы работаете именно в Театральном лицее?
- Просто благодаря случайности. Мне нужны были часы, я работала в 57 школе, мне просто было необходимо определённое количество часов. Случайно узнала, что в Театральном лицее есть вакансия учителя биологии и химии. Так что это был счастливый случай.
- В какой момент вы понимаете, что любите свою работу?
- Когда вижу достижения детей, замечаю, что выходя к доске, они могут что-то сделать, решить, ответить. Именно тогда я и получаю удовольствие.
- Какие качества в учениках вы цените больше всего?
- Способность мыслить, творчески подходить к выполнению каких-то домашних заданий.
- Вы могли бы вспомнить самый яркий момент из истории лицея?
- Первый год, когда я только пришла в лицей, я была ошарашена школьной линейкой, потому что таких линеек я никогда в жизни не видела.
- Если бы вы писали справочник по выживанию в Г.Т.Л., какими бы были первые три пункта?
- Не бояться общаться с детьми, то есть, пытаться найти с ними контакт. Уметь выслушивать детей. Уметь их чем-то заинтересовать.
- Какая из химических реакции могла бы точнее всего передать жизнь в Г.Т.Л.?
Наверное, экзотермическая реакция, когда выделяется большое количество энергии. При работе с детьми и при работе лицея у всех нас выделятся очень много тепла и энергии.
Интервью подготовил корреспондент Денис Сербинов.
Новости на Блoкнoт-Молдова