Молдова Четверг, 09 мая
Политика, 19.10.2023 10:57

Washington Times: Возможен ли справедливый суд для выдающегося политика?

Представляем вам перевод материала издания Washington Times.

Цитируемое МНЕНИЕ:

Представьте себе чрезвычайно успешного бизнесмена, который подрабатывает политиком. Представьте себе, что тот же человек избирается на должность и отбывает один бурный четырехлетний срок, постоянно находясь под подозрением в правонарушениях на фоне очевидных связей с Россией. Представьте себе, что этот же политик постоянно конфликтует со средствами массовой информации и с руководящей политической партией.

В конце концов, этот человек предстает перед судом по ряду обвинений, некоторые из которых связаны с его богатством, некоторые - с предполагаемыми политическими правонарушениями. Он постоянно и публично спрашивает, сможет ли он добиться справедливого суда.

Теперь неожиданность. Объектом этой истории является не бывший президент Дональд Трамп.

Илан Шор — молдавский политик израильского происхождения. В 2015 году он был избран мэром небольшого города Оргеев с большим перевесом, получив 62% голосов. Он был избран, несмотря на то, что в то время находился под домашним арестом. Он стал президентом своей политической партии «Шор» и стал постоянной занозой в глазу партии, контролирующей Молдову. В 2017 году, будучи одновременно мэром своего города и председателем своей партии, Шор был приговорен к 7,5 годам лишения свободы за мошенничество. Он жил под домашним арестом.

Был ли он коррумпированным политиком? Публика, похоже, не поверила этому. Согласно опросам 2019 года, когда Шор завершил свой срок на посту мэра, он занял третье место среди политиков Молдовы, пользующихся наибольшим доверием, уступив только тогдашнему президенту Молдовы Игорю Додону и Зинаиде Гречаной, которая стала председателем парламента Молдовы сразу после проведения опроса.

Покинув свой пост, Шор обжаловал приговор. Он также уклонился от домашнего ареста и сбежал из страны. Однако он не покинул свою страну. Напротив, несмотря на свое географическое отсутствие и в разгар правового хаоса, Шор был избран в 2019 году в парламент Молдовы. Он был переизбран на парламентских выборах 2021 года как один из шести членов партии «Шор».

Общественность, похоже, не была столь уверена в вердикте молдавского суда.

Однако суд это не остановило. В апреле этого года апелляционный суд не только оставил в силе приговор Шору за отмывание денег, злоупотребление доверием и мошенничество, но и удвоил срок его тюремного заключения до 15 лет. После приговора и безуспешной апелляции Шор был лишен депутатского мандата.

Был ли это просто случай, когда закон настиг коррумпированного политика? Можно было бы подумать и так, если бы не чрезмерно ретивый молоток, которым действующее правительство систематически обрушивалось на партию Шора сразу после этого.

В мае заместитель председателя партии «Шор» Марина Таубер была арестована Антикоррупционной Прокуратурой по обвинению в незаконном финансировании партии.

В июне сама партия «Шор» была признана Конституционным судом Молдовы неконституционной.

В конце июля парламент Молдовы проголосовал за запрет лидерам распущенной партии «Шор», включая Илана Шора, баллотироваться на выборах сроком на пять лет.

В случае Шора действующее правительство, контролирующее Молдову, было не одиноко. Шор настроен откровенно пророссийски, что не приносит ему особой популярности на Западе. В октябре прошлого года он попал под санкции Управления по контролю за иностранными активами Министерства финансов США как специально назначенный гражданин в соответствии с Глобальным законом Магнитского за его связь с российским правительством.

Этот закон об ответственности за права человека был принят Конгрессом в 2016 году. Он позволяет правительству США применять санкции к должностным лицам иностранных правительств, причастным к нарушениям прав человека в любой точке мира. В мае этого года Европейский Союз ввел аналогичные санкции против Шора из-за его связей с российским правительством.

Вопрос не в том, является ли Шор ангелом и полезна ли его позиция каким-либо образом Соединенным Штатам. Похоже, что ни то, ни другое не верно. Однако возникает резонный вопрос: получил ли он или может ли он получить справедливое судебное разбирательство в Молдове как часть оппозиции контролирующему политическому аппарату?

Запрет осужденного преступника, живущего на другом конце света, и объявление вне закона его политической партии, безусловно, создает впечатление, что власти Молдовы обеспокоены. Однако они пошли еще дальше. В декабре шесть телеканалов в Молдове, связанных с Шором, были временно приостановлены якобы во имя сохранения истины.

Звучит знакомо? Информационным агентствам говорят, какую сторону истории они могут и не могут освещать? Так не только в Молдове.

Суть в том, сможет ли высокопоставленный, иногда воинственный политик, который борется с партией власти и с самими средствами массовой информации, получить справедливое судебное разбирательство за свои предполагаемые нарушения.

Уильям Боуринг — профессор права колледжа Биркбек при Лондонском университете и адвокат с 1974 года. Он признан экспертом по правовым системам бывшего Советского Союза, частью которого является Молдова. В течение 20 лет он давал экспертные показания более чем в 100 случаях в различных судебных процессах, касающихся нескольких стран бывшего Советского Союза.

Профессор Боуринг опубликовал доклад, в котором выразил серьезную обеспокоенность в связи с судебным делом против молдо-израильского бизнесмена и политика. Отвечая на вопрос о том, может ли судебная система Молдовы гарантировать Шору право на справедливое судебное разбирательство в соответствии со статьей 6 Европейской конвенции по правам человека, г-н Боуринг дает однозначный ответ.

«Мой собственный вывод, — говорит он в своем отчете, — подкрепленный в совокупности всеми этими отчетами, состоит в том, что г-н Шор столкнулся бы (как и любой человек его выдающегося положения и непопулярности у режима) с реальным риском и опасностью предрассудков в уголовном преследовании против него в Молдове, несправедливом судебном разбирательстве и серьезными нарушениями его прав, предусмотренных ЕСПЧ».

Его выводы иллюстрируются тем фактом, что с 1997 года, когда Молдова ратифицировала ЕСПЧ, по 2020 год Европейский суд по правам человека вынес более 470 решений по молдавским делам, 90% из которых выявляют нарушения со стороны молдавских судов. Ого.

Доклад профессора Боу появился всего через несколько дней после того, как Окружной суд США по округу Колумбия вынес постановление против гражданина Молдовы и бывшего сотрудника Международного валютного фонда, привлекая его к условному гражданскому неуважению к суду за неподчинение двум повесткам в суд.

Шор обратился в суд Округа Колумбия с просьбой дать показания гражданину Молдовы и бывшему сотруднику МВФ Матею Дохотару в связи с уголовным производством Шора в Молдове.

Дохотару был ключевым свидетелем против Шора в деле о мошенничестве в молдавских банках, которое все еще рассматривается в молдавских судах. Он дал показания против Шора в 2017 году, а затем сразу же покинул страну. Доверие к нему было поставлено под сомнение. Суд США согласился с тем, что было бы справедливо и разумно предоставить Шору возможность допросить Дохотару.

Однако г-н Дохотару так и не явился для дачи показаний в Вашингтон и был привлечен к условному гражданскому неуважению к суду за неявку по двум повесткам в суд. Суд назначил ему ежедневные штрафы в размере 500 и 1000 долларов США и обязал его оплатить судебные издержки Шора.

Отказ подчиниться федеральной повестке в суд является серьезным правонарушением в Соединенных Штатах. Команда Шора описывает победу в суде в США как «прорыв», который должен помочь ему в апелляции в Европейский суд по правам человека.

Почему это важно? Основные права человека определяют, что правосудие должно быть справедливым, независимо от того, где на земле вы живете и какое у вас положение в жизни. Даже если кто-то дерзок, груб или эгоцентричен, правосудие должно заключаться только в правде. Независимо от того, если кто-то богат или беден, симпатичен или оскорбителен, политически популярен или является социальным изгоем, правосудие должно быть слепым и сбалансированным.

В Молдове это всё относится к Илану Шору. То же самое справедливо и в отношении Дональда Трампа в Соединенных Штатах.

Политике нет законного места в зале суда.

Тим Константин — обозреватель The Washington Times.

Материал подготовил: Михаил Генчу

«Блокнот Молдова» предлагает подписаться на наш телеграм-канал https://t.me/bloknotmd - все новости, юмор и сатира в одном месте.

Новости на Блoкнoт-Молдова
обозревательсудправосудие
0
0