Молдова Вторник, 25 июня

Золотые часы Сергея Есенина. Об одной славной, памятной, но и печальной истории с бессарабским отблеском

Новый очерк Виктора Кушниренко.

Под мерный, тихий стук колес санитарного поезда Есенин закончил писать новый автограф поэмы «Русь». Он отложил ручку и посмотрел в окно. За ним мелькали просторы Конотопа. И поэт дописал: «31 мая 1916 г. У Конотопа». Затем – на обратной стороне листа, уже карандашом, пометил с пояснениями несколько слов из поэмы.

 

   Эта поэма впервые появилась в Москве в начале Первой мировой войны. Она стала одним из самых известных произведений молодого поэта. В мае 1915 года ее напечатал «Новый журнал для всех».

 

   Есенинская «Русь» – это не набатный колокол. И это не столько призыв, сколько предупреждение о последствиях предстоящей кровавой бойни.

 

             Грянул гром, чашка неба расколота,

          Тучи рваные кутают лес.

          На подвесках из легкого золота

          Закачались лампадки небес.

         

          Повестили под окнами сотские

          Ополченцам идти на войну.

          Загыгыкали бабы слободские,

          Плач прорезал кругом тишину.

         

          Собиралися мирные пахари

          Без печали, без жалоб и слез,

          Клали в сумочки пышки на сахаре

          И пихали на кряжистый воз.

         

          По селу до высокой околицы

          Провожал их огулом народ...

          Вот где, Русь, твои добрые молодцы,

          Вся опора в годину невзгод.   

 

    После Киева поезд отбыл за Днестр, в Бессарабию. Там, на границе России, Румынии и Австро-Венгрии, на поле тяжелого сражения, оставалось огромное количество раненых. Их надо было погрузить и развести по госпиталям от Окницы до Киева и Царского Села.

   

    После поездки в Бессарабию Есенин получил отпуск, который провел в родном Константинове. 30 июня он вернулся в Царское Село и узнал, что с его участием готовится необычный концерт.

 

    Дело в том, что начальник Царскосельского лазарета № 17, уполномоченный по Царскосельскому военно-санитарному поезду № 143 имени Императрицы Александры Федоровны полковник Д. Н. Ломан решил преподнести Есенина царской семье как многообещающее поэтическое дарование, как нового молодого гения России. Есенин должен был сочинить посвящение великим княженам, преподнести свой первый сборник стихов «Радуница». И, наконец, прочитать свою поэму «Русь».

 

    Концерт состоялся 22 июля в честь тезоименитства вдовствующей императрицы Марии Федоровны и великой княжны Марии Николаевны. На концерте присутствовала императрица Александра Федоровна с дочерями. Вели концерт Сергей Есенин и Владимир Сладкопевцев.

 

    Есенин  прочитал приветствие, а затем стихотворение «Царевнам», которое преподнес великой княгине Марии Николаевне. Это сочинение было написано чуть ли не золотом, славянской вязью на листе плотной бумаги, по периметру  которого художником  Гореловым  акварелью выполнен  орнамент  в стиле конца XVII века. Лист помещен в папку, обложенную великолепной золотой парчой. 

 

    В ответ великая княгиня сняла с пальца перстень и отдала его поэту. Это было кольцо, отлитое из червонного золота, в ажурную оправу которого вкраплен изумруд, а на месте пробы выбита золотая корона. На концерте Есенин читал и поэму «Русь». После концерта все его участники были представлены Александре Федоровне и великим княжнам. Есенин преподнес императрице  первый сборник своих стихов «Радуница», выполненный в черно-белую набойку.

 

    Полковник  Ломан  выхлопотал подарки для ведущих артистов концерта. Тогда Сергею Есенину  были «высочайше пожалованы»  золотые часы с государственным гербом и золотой цепочкой. Они были пересланы   Ломану «для доставки по назначению». Но к поэту эти часы не попали. Ломан спрятал их в сейфе, а поэту вручил часы столовые и деньги. Это были хорошие, пружинные часы парижских часовщиков, но не золотые.

 

    После Февральской революции  и ареста полковника в 1917 году, при обыске на его квартире, в сейфе, были обнаружены золотые часы с цепочкой и гербом фирмы «Павел Буре» за номером 451560, пожалованные Есенину.  Ломан утверждал, что это его часы.

 

    Но 4 августа 1917 года камеральная часть сообщила уполномоченному комиссара Временного правительства по делам Федоровского городка Б. А. Калачову на запрос от специальной комиссии, что, «по наведенной у торгового дома П. Буре справке, золотые с цепочкою часы за № 451.560 были представлены в камеральную часть бывшего кабинета его величества при счете от 28 октября 1916 года. Означенные часы были пожалованы от имени бывшей императрицы Александры Федоровны санитару Царскосельского ее величества военно-санитарного поезда №143 Есенину».

 

   Золотые часы так и не дошли до Есенина. Поэта до осени не было в столице. «Вернуть их не представилось возможным за необнаружением местожительства Есенина».

 

   В те дни поэт был увлечен бессарабской красавицей Зинаидой Райх, о которой художница Софья Вишневецкая вспоминала в те годы: «…Прелестные, как вишни, глаза и веки, как два лепестка… необыкновенная матовая кожа и абсолютная женственность». Есенин засыпал возлюбленную стихами. Он читал ей свои стихи и чужие. И друзьям казалось, что этому восторгу не будет конца.

 

   4 августа 1917 года Есенин венчался с Райх в Кирико-Уулитовской церкви Вологодской губернии. В метрической книге появилась запись, которая гласила: «Рязанской губернии и уезда, Кузьминской волости, села Константиново, крестьянин, сын Сергей Александрович Есенин, православного вероисповедания, 22-х лет, (сочетается с) мещанкой г. Ростова-на-Дону, девицей Зинаидой Николаевной Райх, православного вероисповедания, 23-х лет, первым браком». Таинство совершали священник Виктор Певгов с псаломщиком Алексеем Кратировым, поручителями были со стороны жениха Спасской волости, деревни Ивановского, крестьянин Павел Павлович Хитров, и Устьянской волости, села Устья, крестьянин Сергей Михайлович Бараев, а со стороны невесты Архангельской волости, деревни Коншина, крестьянин Алексей Алексеевич Ганин, и г. Вологды купеческий сын Дмитрий Дмитриевич Девятнов».

 

   Такова судьба золотых часов, тесно связанных с царской семьей, с поэмой «Русь», с Бессарабией, которых, как утверждают исследователи, Есенин никогда не видел и не носил.

 

    Впрочем, надо сказать, что у Есенина были золотые часы. С портретом их подарила ему Айседора Дункан. Говорят, это был золотой брегет. Но поэт носил эти часы до тех пор, пока однажды не разбил их о стену.

 

Виктор Кушниренко, историк литературы

г Новости на Блoкнoт-Молдова
Сергей Есенин
1
0