Общество,
10.12.2021 17:55
БАК под контролем НЦБК, пандемия, буллинг, зарплаты учителей и закрытие школ. Итоги 2021 года в области образования
Читайте также:
- Цены на топливо и тарифы среднеевропейские, зарплаты среднеафриканские: Итоги 2021 года в сфере экономики и рынка труда (26.11.2021 16:30)
- "Денег нет, но вы держитесь" - выживающие театры, разрушенные памятники и мероприятия в онлайн-формате. Итоги культуры 2021 года (18.11.2021 13:18)
- Итоги 2018 года в образовании: гранит науки оказался чиновникам не по зубам (05.12.2018 10:00)
«Блокнот Молдова» продолжает подводить итоги уходящего 2021 года.
Пандемия коронавируса Covid-19 оставалась главной, хоть и далеко не самой болезненной темой в сфере образования в 2021 году. Начнем с того, что из-за опасности заражения не все ученики школ вернулись за парты после зимних каникул – лишь две трети детей физически присутствовали на уроках, в то время как треть из них продолжило онлайн обучение. Выбор формы обучения был предоставлен руководству учебных заведений и увязан с количеством заражений Covid-19 в том или ином районе.
Образование под знаком ковида
Если в начале февраля три общеобразовательных учреждения и 153 класса в Молдове работали удаленно, то уже в марте полностью на удаленке работало 43% школ. Ковид был выявлен у студентов специализированных учебных заведений, ВУЗов и даже у дошколят.
Из-за пандемии коронавируса в Молдове был введен бессрочный запрет на внеклассные занятия, кружки, спортивные секции и даже на проведение районных, городских, зональных и республиканских олимпиад, что вызвало недовольство школьников и их родителей. Они даже обратились в Министерство образование с просьбой пересмотреть это решение, указав на то, что подготовка учеников к олимпиадам – это прекрасная мотивация, позитивно отражающаяся на успеваемости. Бессрочная отмена олимпиад – не лучшее решение, даже учитывая нынешнюю обстановку, связанную с пандемией, подчеркнули родители.
И, как это ни странно, были услышаны. Министерство приняло решение возобновить олимпиады, в свете того, что угроза жизни для детей от 10 до 19 лет в связи с пандемией Covid-19 минимальна, эта возрастная категория не входит в число самых рискованных. Особенно при соблюдении всех норм по снижению риска заражения, против чего родители совсем не возражали.
Несмотря на усилия властей, введенные ограничения, продление весенних каникул и онлайн обучение в республике продолжало расти количество заболеваний Covid-19 среди учащихся – от детсадов до студентов ВУЗов. А еще оказалось, что около 4300 школьников не могут обучаться дистанционно, поскольку у них, как, впрочем, и у многих преподавателей, элементарно нет компьютеров и доступа к Интернету. Для решения этой проблемы из госбюджета было выделено около 20 млн леев на закупку ноутбуков для учебных заведений страны. Еще десять тысяч ноутбуков выделили молдавским школам партнеры по развитию.
Бакалавриат 2020-2021 гг: экзамены проходили под строгим надзором НЦБК
Как уже упоминалось выше, к концу учебного года около 40% молдавских школ проводили занятия исключительно онлайн, что, по мнению самих учащихся, не лучшим образом отразилось на качестве обучения. В Министерство образования направлялись петиции с просьбой отменить экзамены на степень бакалавра, как это было сделано в прошлом году. Однако доводы учащихся чиновников не убедили, и они посоветовали выпускникам сосредоточиться на подготовке к экзаменам.
Министерство образования пообещало изучить результаты предварительного тестирования, которое прошло в выпускных классах в конце февраля. По его результатам в ведомстве должны были скорректировать программу экзаменов. Что касается опасений лицеистов по поводу качества обучения, то им порекомендовали лучше готовиться к сессии, напомнив, что на специальных платформах министерства имеются видео-лекции и тесты прошлых лет, которые могут им помочь.
В этом году экзамены на степень бакалавра проходили в Молдове 4 по 22 июня. На сессию записались более 16 тыс. выпускников этого года, а также учащиеся прошлых лет. В связи с пандемией коронавируса в этом году было открыто гораздо больше центров для сдачи экзаменов на степень бакалавра, чтобы избежать скопления людей. Кроме того, были разработаны четкие инструкции для соблюдения санитарных норм.
В то же время власти отменили полугодовые летние сессии, а также практические тесты по учебным дисциплинам в области спорта и искусства для учащихся X-XI классов. Решение об этом было принято после консультаций с образовательным сообществом страны с учетом того, что учащиеся старших классов были вовлечены в образовательный процесс преимущественно дистанционно. Таким образом, результаты за семестр по предметам, изучаемым в цикле старшей школы, по которым должны были проводиться экзамены в рамках летней сессии 2021 года, рассчитывались на основе средних текущих оценок, полученных во втором семестре. Министерство образования, культуры и исследований призвало учителей сосредоточить свои усилия на образовательном процессе по изучаемым дисциплинам в соответствии с планом и программой по предметам.
В 2021 году экзамены на степень бакалавриата проходили в 93 центрах бакалавриата, 31 из которых находились в муниципии Кишинев. В 17 районах был учрежден только один центр бакалавриата, исходя из общего числа кандидатов. На прошлогодней сессии экзамены проходили в 88 центрах бакалавриата. В экзаменационной сессии 2021 года зарегистрировались 16 773 кандидата. Это меньше по сравнению с сессией 2020 года, когда были записаны 17 305 кандидатов. 185 кандидатов остались с предыдущей сессии.
В 2021 году экзамены на степень бакалавриата проходили в 93 центрах бакалавриата, 31 из которых находились в муниципии Кишинев. В 17 районах был учрежден только один центр бакалавриата, исходя из общего числа кандидатов. На прошлогодней сессии экзамены проходили в 88 центрах бакалавриата. В экзаменационной сессии 2021 года зарегистрировались 16 773 кандидата. Это меньше по сравнению с сессией 2020 года, когда были записаны 17 305 кандидатов. 185 кандидатов остались с предыдущей сессии.
Сдача экзаменов на бакалавриат в этом году прошла под строгим надзором НЦБК – сотрудники учреждения были делегированы во все центры бакалавриата в рамках кампании по борьбе с взяточничеством. Весь процесс сдачи экзаменов отслеживался через камеры видеонаблюдения.
- Экзамены на степень бакалавра – это оценка знаний каждого ученика, а также преподавателя, который обучал его на протяжении многих лет. Обе стороны ожидают справедливой и объективной оценки этих усилий. Поэтому цель всех, в том числе НЦБК, Министерства просвещения и Национального агентства по куррикулуму и оценке заключается в том, чтобы этот процесс проводился в соответствии с самыми высокими стандартами целостности и справедливости и не был омрачен попытками подкупа, неправильного влияния и другого неэтичного поведения, - заявил начальник Управления по борьбе с коррупцией НЦБК Ион Прутяну.
Не обошлось в этом году без трагедий на БАКе – из-за переживаний во время экзамена скончался 18-летний парень из Магдачешт. Во время сдачи экзамена бакалавра по дисциплине «румынский язык» в лицее «Богдан Петричейку Хашдэу» от перенапряжения парню стало плохо, он упал в обморок. Его срочно госпитализировали и даже прооперировали. Но все это не помогло – из комы молодой человек так и не вышел. Он был единственным сыном у родителей.
- Его хорошо воспитывали, он был спокойным, достаточно мудрым молодым человеком. Когда узнала об этом, была шокирована, как и все село. Мы все ужасно расстроены этой утренней новостью, - рассказал примар села Любовь Кожокару.
Заметим, что жители республики уже не раз поминали недобрым словом небезызвестные реформы в образовании времен правления ЛДПМ, из-за которых в разы увеличилось давление на детей во время сдачи экзаменов на БАК.
И все же большинство учащихся успешно преодолели выпускные экзамены на степень бакалавриата. Всего в 2021 году к сдаче сессии были допущены 10914 кандидатов из лицеев, 4601 кандидатов из колледжей и обучающих центров, 187 кандидатов из университетов, 342 кандидатов-заочников и 169 кандидатов из предыдущих сессий, в общей сложности – 16213 кандидатов.
В этом году на первом этапе сессии БАК сдали 11727 или 72,33% лиц, допущенных к экзаменам. Для сравнения, в 2019 (в 2020 экзамены отменили) БАК сдали 11 658 выпускников, что составляет 67,92% от числа всех допущенных к тестированию. В 2018 году справились свыше 62% соискателей - на четыре процентных пункта больше, чем в 2017-м.
Количество кандидатов, получивших среднюю оценку 8 либо больше, составило 3026 человек против 2371 – в 2019 году. Средний бал 9 и более получили 725 кандидатов – против 535 в 2019 году. Средний балл 10 на экзамене на степень бакалавра на тот момент получили 16 кандидатами по сравнению с 18 в 2019 году на том же этапе сессии.
После объявления предварительных результатов было подано 9293 апелляции из общего количества 65944 оценок, выставленных на основной сессии, что составляет 14,09%. Следует отметить, что процент поданных апелляций ниже, чем в предыдущие годы. Наибольшее число апелляций было подано по предмету румынский язык и литература – 2703. По английскому языку – 1813, по истории румын и всеобщей истории – 1163 апелляции, по математике – 1002, по географии – 985. В результате рассмотрения апелляций повышено 2192 оценки, что составляет 23,59% от количества оспариваемых оценок и 3,32% от общего количества оценок, выставленных на основной сессии национального экзамена на степень бакалавра.
После рассмотрения апелляций на 117 увеличилось число кандидатов, сдавших национальный экзамен на степень бакалавра. В итоге оно составило 11844 по сравнению с 11803 в 2019 году. Также вырос средний балл, полученный выпускниками на экзамене:
- количество выпускников со средней оценкой выше или равной 7,00 составило 6751, по сравнению с 6021 в 2019 году;
- количество выпускников со средней оценкой выше или равной 8,00 составило 3190 кандидатов по сравнению с 2526 в 2019 году;
- среднюю оценку выше, чем или равно 9,00 получил 821 кандидат по сравнению с 595 в 2019 году;
- среднюю оценку 10,00 получили 18 кандидатов, как и в 2019 году.
- количество выпускников со средней оценкой выше или равной 7,00 составило 6751, по сравнению с 6021 в 2019 году;
- количество выпускников со средней оценкой выше или равной 8,00 составило 3190 кандидатов по сравнению с 2526 в 2019 году;
- среднюю оценку выше, чем или равно 9,00 получил 821 кандидат по сравнению с 595 в 2019 году;
- среднюю оценку 10,00 получили 18 кандидатов, как и в 2019 году.
И все же, уже даже чиновники заметили, что качество образования в республике постоянно ухудшается, из-за чего возникают сомнения в будущем существовании Молдовы как государства.
- Нам действительно нужна существенная реформа всей системы образования в Республике Молдова, начиная с детского сада и заканчивая высшими учебными заведениями. И это не шутка. Если мы продолжим поддерживать нынешнюю систему образования, я не знаю, будем ли мы существовать как страна в следующие 10-15 лет, - заявил врио премьер-министра Молдовы Аурелиу Чокой.
По словам Чокоя, пока в школах Молдовы работают 86-летние учителя, которые преподают как физическое воспитание, так и физику или химию, нельзя говорить о вменяемом качестве образования.
Хочется добавить, что пока учителя в Молдове получают скудные зарплаты, которых едва хватает на поддержание видимости жизни, и бесконечно третируются властями (достаточно вспомнить о требовании за свой счет делать ПЦР-тесты на ковид и обещанном повышении зарплат на 200-300 леев), было бы странно ожидать, что молодежь пойдет работать в школы, чтобы нести детям «разумное, доброе, вечное».
Напомним, новый 2021-2022 учебный год начался 1 сентября без каких-либо праздничных мероприятий, учитывая неблагоприятное развитие эпидемической ситуации, но хоть с физическим присутствием детей.
Согласно рекомендациям CNESP, организация учебного процесса будет осуществляться с соблюдением всех положенных мер общественного здравоохранения. В то же время для обеспечения развития образовательного процесса в полной безопасности, CNESP рекомендовала до 1 октября 2021 года довести уровень вакцинации взрослых до не менее 95% в каждом образовательном учреждении. До этого момента невакцинированный преподавательский и вспомогательный персонал каждые 14 дней должен представлять результаты теста на коронавирус, которые должны делаться за их счет.
Булинг в школах: ожесточается общество - ожесточаются люди
Групповое избиение школьницы ее сверстницами в Кишиневе, снятое на видео и выложенное в сеть, стало поводом для обсуждения не только в обществе, но и в системе образования. Столичное управление образования провело совместное заседание со структурами по защите детей и полицией и руководством учебных учреждений, где учатся школьницы, фигурирующие в этом деле. Была создана рабочая группа для служебного расследования с целью изучения действий руководителей учреждений на предмет, были ли приняты все необходимые меры для предотвращения данной ситуации.
Выгнать из школы девочек 13-15 лет за агрессивное поведение в отношении их сверстницы – невозможно. Но дело получило слишком широкую огласку, поэтому стали искать виноватых. Что касается юных агрессорш, издевавшихся над 15-летней школьницей, то они быстро поняли, что нужно признавать свою вину и идти на соглашение с судом, чтобы смягчить наказание. Так и произошло, одна получила четыре месяца заключения, другая – шесть, с учетом того, что это уже не первая ее судимость.
В то же время, около 87-ми процентов молдавских учеников подвергаются издевательствам. Такие данные представило Главное управление защиты прав ребенка. Согласно тому же исследованию, агрессоры в случаях издевательств составляют 41,1 процента от всех подростков. Из них одни являются приверженцами только традиционных издевательств - 81,1 процента, другие - агрессорами только в онлайн-пространстве (2,1 процента), а 16,8 процента - агрессорами как офлайн, так и онлайн.
Согласно исследованию, основными проблемами являются:
- отсутствие знаний об особенностях издевательств со стороны большой части учителей, врачей, социальных работников и т.д.;
- отсутствие четкой процедуры сбора доказательств и вмешательства в ситуации запугивания, в том числе, игнорирование явления из-за стереотипов;
- недостаток информации для подростков о существующих услугах, включая боязнь звонка;
- отсутствие штрафных рычагов за бездействие;
- проблема школьного насилия, в частности издевательства, не входит в начальную подготовку, но также в непрерывное обучение учителей и т. д.
- отсутствие знаний об особенностях издевательств со стороны большой части учителей, врачей, социальных работников и т.д.;
- отсутствие четкой процедуры сбора доказательств и вмешательства в ситуации запугивания, в том числе, игнорирование явления из-за стереотипов;
- недостаток информации для подростков о существующих услугах, включая боязнь звонка;
- отсутствие штрафных рычагов за бездействие;
- проблема школьного насилия, в частности издевательства, не входит в начальную подготовку, но также в непрерывное обучение учителей и т. д.
– Буллинг - феномен, который появился и в Молдове. Сейчас и политическая, и экономическая ситуация в республике усложняется. И отношения, которые есть в обществе, являются довольно жесткими. Дети впитывают эту модель поведения и в социуме, и в семьях, где также бывают случаи бытового насилия, - отметила доктор психологии Елена Ковалева, комментируя феномен буллинга среди подрастающего поколения.
Психолог заметила, что агрессивные отношение в современном молдавском обществе вызваны капиталистическими требованиями жизни, когда человек на человека смотрит волком, и не является как раньше «другом, товарищем и братом».
– Основная черта, которую сформировал дикий молдавский капитализм в обществе - это равнодушие, а те подростки, которые снимают видеоролики с избиениями сверстников и пересматривают их - яркий тому пример. Чтобы постепенно искоренять из школьной жизни такое явление как буллинг, необходима слаженная работа и педагогов, и специалистов-психологов, и чиновников из Минобразования, и представителей масс-медиа, - заключила специалист.
Высшее образование в Молдове
Высшее образование в Молдове также находится в не самом лучшем положении. Цены в некоторых ВУЗах просто зашкаливают, из-за чего на некоторых специальностях учится больше иностранных граждан, чем жителей нашей страны, которым обучение на контрактной не по карману.
Дороже всего в республике, оказывается, получить образование в области искусства. Так в Академии музыки, театра и изобразительного искусства год обучения на специальности «Академическое канто» и «Дирижер оркестра» стоит 35 950 леев. Почти также дорого обойдется получение специальности стоматолога в Государственном университете медицины и фармакологии имени Николая Тестемицану. Здесь стоимость контракта доходит до 33 100 леев в год. Третье место в рейтинге с большим отрывом занимают факультеты «Архитектура» и «Дизайн интерьера» Технического университета Молдовы. Плата за год обучения на этих факультетах составляет 13 500 леев.
Наиболее доступным оказалось обучение в Аграрном университете – обучение на факультетах агрономии и садоводства обойдется в 7000 леев за год.Получить специальность филолога в Бельцком Государственном университете имени Алеку Руссо можно всего за 5500 леев. Однако самая низкая стоимость контракта – в Молдавском Государственном университете на факультете Библиотекономики, информационной и архивной помощи – 5000 леев.
В то же время государственный заказ на прием в высшие учебные заведения с финансированием из государственного бюджета в 2021-2022 учебном году составил 8670 бюджетных мест. в I цикле – высшее образование на получение степени лиценциата, план приема предусматривает 5040 человек в 26 общих областях обучения. В приоритетном порядке бюджетные места предусмотрены в следующих областях:
- педагогические науки (25% от общего количества бюджетных мест);
- инженерные науки, технология и архитектура (24%);
- информационные и коммуникационные технологии (14%);
- медицина (9,5%);
- сельскохозяйственные науки и ветеринарная медицина (3,4 %).
- педагогические науки (25% от общего количества бюджетных мест);
- инженерные науки, технология и архитектура (24%);
- информационные и коммуникационные технологии (14%);
- медицина (9,5%);
- сельскохозяйственные науки и ветеринарная медицина (3,4 %).
15% или 756 из общего числа бюджетных мест предназначены малообеспеченным лицам, молодым людям, оставшимся без родительской опеки и лицам со степенью инвалидности.
Кроме того, в рамках двусторонних договоров, заключенных нашей республикой с различными странами, было выделено 106 бюджетных мест для иностранных граждан, в том числе для 76 человек в I цикл (высшее образование на получение степени лиценциата) и для 30 человек во II цикл (высшее образование на получение степени магистра).
Закрытие школ
Помимо общего снижения качества образования, большой проблемой для жителей республики остается продолжающееся закрытие школ, особенно в сельской местности, из-за чего сотни учителей остаются без работы, а тысячи школьников – без доступа к образованию. Такое положение является результатом сомнительных реформ, навязанных нашей стране «западными партнерами».
Напомним, 7 февраля 2013 года Республика Молдова подписала так называемый проект PRIM («Реформа образования в Молдове») Всемирным банком. Лоббировала проект нынешний президент Молдовы Майя Санду, экс-советник Всемирного банка, занимавшая тогда пост министра образования. Всемирный банк выделил Молдове кредит в 50 млн на модернизацию образования, а на самом деле – на закрытие школ». Только за период с 2012 по 2015 год было закрыто 119 школ! Общее количество учебных заведений (вузов, школ и лицеев, колледжей) сократилось на 221.
Количество студентов за десятилетие уменьшилось почти наполовину – на 50 тысяч человек. Всего количество учащихся, студентов и учеников школ, сократилось на 100 тысяч человек.Общее количество преподавателей за десятилетие уменьшилось на 11 137 человек. Учителей увольняли, несмотря на их нехватку. Дефицит учителей в 2012 году составлял 733 учителя, в 2021 году – уже 2349 учителей.
Расходы на образование относительно ВВП снизились с 9,38% в 2009 году до 7,1% в 2013 и 2014 годах. В 2019 году при правительстве Санду – расходы сократились до 5,3%. Только в 2021 году удалось увеличить его до 6,1%, но с критикой и препятствиями со стороны ПДС.
- Скажите, пожалуйста, хороший человек мог закрыть школы – интернаты для сирот, мог лишить 5800 педагогов рабочих мест, мог провалить выпускные экзамены для 50% учеников, не предоставляя им учебники, интернет, программы, компьютеры, а сразу полицейских, металлоискатели, видеокамеры, вопросы и тесты, которые даже Энштейн не смог бы понять, что там написано. Ребята, вы сами сначала пройдите эти тесты! - отметил в одном из выступлений депутат и политолог Богдан Цырдя.
Он также привел слова Отто фон Бисмарка: «Там, где закрываются школы, открываются тюрьмы». Пока в школе есть хоть один ученик – она должна быть сохранена. Пока в садике есть хоть один ребенок - его нужно поддержать! Такого мнения придерживаются социалисты, однако правящее большинство ПДС думает по другому, поэтому судьям Конституционного суда подняли зарплаты вдвое – до 80 тысяч леев, президенту, депутатам и министрам – на 1400-1500 леев, а учителям – на 200-300 леев, снизив при этом расходы на образование на 2022 год.
Тему образования в Молдове можно развивать бесконечно. В этот отчет по итогам 2021 года в области образования не вошли многие моменты, связанные с образованием и воспитанием молодого поколения. Я сознательно не упомянула о дошкольном образовании, детских садах и борьбе с поборами, о качестве учебных программ, из которых насильственно вытесняется русский язык, и фальсификации истории нашей страны. Хотелось бы напомнить об успехах наших школьников, студентов и преподавателей в науке и их достижениях на международных конкурсах, и о многом другом, о чем писал «Блокнот Молдовы» в уходящем 2021 году.
Читайте нас на нашем сайте и в социальных сетях, и вы будете в курсе всех событий, происходящих в нашей стране и за ее пределами.
Подготовила Галина Малышева
«Блокнот Молдова» предлагает подписаться на наш телеграм-канал https://t.me/bloknotmd - все новости в одном месте.