Музеи Кишинева, о которых редко пишут в туристических справочниках
Читайте также:
- Первый музей появился в Молдове в конце XIX века: сейчас их более сотни (26.04.2020 20:41)
- Национальный музей Молдовы вошел в топ-10 художественных музеев СНГ (15.04.2020 09:27)
- Музей истории Молдовы: свидетель исторических сенсаций (02.06.2019 13:58)
Поводом для создания музея обычно служит интересная коллекция и желание собирателя показать ее как можно большему числу заинтересованных людей.
Музей в современном понимании – это не просто храм искусства или хранилище экспонатов, а некий образ, позволяющий уйти от обыденности, найти вдохновение и расширить собственные горизонты восприятия мира. Музеи не только развивают и обогащают, но также воодушевляют на творчество и новые открытия. Каждый из них – это маленький мир. К несчастью, некоторые из них приходится защищать от уничтожения теми, кто в силу своей должности и общественного положения должен их охранять. Судьбы музеев, как и судьбы людей, складываются очень по разному – у кого-то более счастливо, а кому-то приходится отчаянно бороться за существование. И кишиневские музеи – не являются исключением, некоторые из них действуют только благодаря усилиям энтузиастов, отчаянно борющихся за их право на жизнь.
Мемориальный Дом – музей А. В. Щусева
Дом-музей Алексея Викторовича Щусева находится в центре Кишинева по адресу ул. Щусева,77 (старое название – Леовская).
Именно в этом доме в 1873 году появился на свет и до 1891 года жил выходец из семьи кишиневских интеллигентов, архитектор, академик, автор многочисленных научных работ – А. В. Щусев, в честь которого и названа улица. В начале ХХ века это была одна из самых красивых и привлекательных улиц Кишинёва. Ее застройка осуществлялась согласно градостроительному плану 1834 года в основном одноэтажными домами, среди которых изредка возвышались 2-3 этажные здания.
Экспозиция музея А. В. Щусева открылась в 1973 году, к 100-летию со дня рождения знаменитого архитектора. Однако есть свидетельства, что уже в 1947 году в этом доме самим архитектором был организован музей. Тогда это был музей архитектуры и строительной техники. Основа нынешней экспозиции была заложена в то время – оригиналы фотографий, рисунков, чертежей, документов из личного архива передал сам Щусев. С середины пятидесятых до 1973 года музей был закрыт. На сегодняшний день Мемориальный Дом – музей снова работает.
Какое-то время здание, построенное более 160 лет назад, находилось в удручающем состоянии: протекающая крыша, обвалившаяся штукатурка, отключенное отопление. От сделанного в 1980-х годах капитального ремонта практически ничего не осталось, а средств на новый ремонт не могли найти. В 2013 году музей был вновь открыт после долгой реставрации, стоившей более 700 тысяч леев.
В обновленном музее удалось воссоздать атмосферу эпохи и уклад жизни известного архитектора. Самые важные экспонаты размещены в пяти комнатах. В столовой дома – старинная мебель, в стеллаже наброски и оригинальные документы, на стенах семейные фотографии. В доме-музее А.В.Щусева посетители могут увидеть личные вещи архитектора, документы и фото. Отдельный зал посвящен художественным работам мастера.
А. В. Щусев был выдающимся архитектором, его работы до сих пор украшают многие города бывшего Советского Союза. И, возможно, имя Алексея Викторовича Щусева известно далеко не каждому, но построенный по его проекту Мавзолей на Красной площади, где покоится тело В.И. Ленина, знают все. В числе его проектов московский Казанский вокзал, Москворецкий мост, здание КГБ на площади Дзержинского (ныне Лубянской), интерьер станции метро «Комсомольская кольцевая», храм на Куликовом поле, Троицкий собор Почаевской лавры, храм Святого Василия в Овруче, здание театра оперы и балеты им. Навои в Ташкенте и многие другие здания и сооружения.
Кроме того, после Второй Мировой Войны знаменитый архитектор активно участвовал в восстановлении Кишинева – он является автором проектов множества зданий, как в столице, так и за ее пределами. А в 1947 году Щусевым был разработан Генеральный план восстановления Кишинева, во многом именно благодаря которому наша столица приобрела в свое время славу цветка из камня.
В Кишиневе есть один маленький, но очень интересный музей. Экспозиция в нем посвящена космосу, к которому Молдова еще совсем недавно по меркам истории имела самое непосредственное отношение. Мы уже писали ранее, что в нашей республике разрабатывались передовые технологии, значительно облегчавшие развитие советской космонавтики.
Музей космонавтики зародился еще в 70-х годах прошлого века на базе одной из школ города. Этот музей в 1985 году посещал космонавт Г. Гречко. Однако спустя какое-то время случилось так, что экспозиция вдруг стала никому не нужна, кроме единственного человека – Нелли Кирилловой, которая, когда-то всеми правдами и неправдами собрала музейные экспонаты. И она, во что бы то ни стало, решила их сохранить, что и делала на протяжении 15 лет в собственной маленькой квартирке в «хрущевке».
И вот сейчас, благодаря стараниям этой скромной женщины, любой желающий может почувствовать размах космической программы бывшего СССР. Второе дыхание музей получил в 2001 году, с тех пор он существует при Центре технического творчества детей и молодежи.
В музее много подлинных экспонатов, действительно побывавших в космосе (детали настоящего космического корабля – втулки, фрагменты люка; прибор, определяющий высоту, давление, температуру при входе корабля в атмосферу; прибор ориентации на Землю; кусочек несгораемой обшивки спускаемого аппарата Валентины Терешковой). Еще здесь можно увидеть прибор по производству биомассы на орбите «Оазис» - одна из уникальных разработок молдавских ученых. Из «космического мяса», выращенного прибором, космонавт Лебедев приготовил тефтели на «Союзе-13». Еще одно малоизвестное достижение молдавских специалистов – многоразовая фотопленка. Общий смысл изобретения сводился к тому, что каждый кадр пленки покрыт несколькими слоями специального светочувствительного соединения, что позволяло использовать его до тысячи раз. А гордостью музея является набор карандашей «Кимек» производства кишиневского механического завода.
Над проблемой записей в условиях невесомости американские ученые бились десятилетиями, потратив около миллиона долларов. А вот кишиневские рабочие и ученые, работая за зарплату, сумели таки изобрести карандаш с механической подачей грифеля, пригодный для использования в космосе. Сейчас более совершенные и изящные собратья тех карандашей продаются в любом магазине, а тогда это был настоящий прорыв. В числе наиболее ценных экспонатов комбинезон, в котором один из советских космонавтов провел положенный срок на орбите.
Еще одна гордость молдавской промышленности занимает в музее особое место. Уже ни для кого не секрет, что главным поставщиком продуктов питания для орбитальных станций и ракет был молдавский НИИ пищевой промышленности. Тубы самых различных размеров с кашей и соками, супами и гарнирами, салатами и фаршем пользовались спросом вплоть до 1982 года. Затем были разработаны специальные вакуумные пакеты, и сублимированные продукты получили новую упаковку. Известно, что в условиях невесомости в первую очередь пропадают жевательные рефлексы, что может привести к весьма серьезным последствиям. В кишиневском НИИ пищевой промышленности была разработана линейка продуктов специально для поддержания жевательного рефлекса. В основном, это были специальным образом обработанные сухофрукты. Экспонаты музея являются свидетелями великой эпохи зарождения космических полетов, непосредственное отношение к которой имела и Молдова.
Музей космонавтики находится на Рышкановке в Центре технического творчества детей и молодежи по улице Крынгулуй, 7.
Об этом музее под открытым небом знают далеко не все даже коренные жители Кишинева – здесь представлено некоторым образом современное искусство, хоть и несколько необычное. Экспозиция под открытым небом, расположенная на Скулянке по адресу ул. Гидигич 3а, работает в любое время дня и ночи и называется она «РжаВчинаХ» (RUGINA & Co).
Скульптурный парк RUGINA был создан по инициативе художников Николая Искимжи и Валерия Мошкова, первая скульптурная композиция появилась здесь в 1985 году и называлась «Бюрократический аппарат». Изюминка в том, что создана она была из отходов металла. Несколько фраз из приветственной таблички, из которых ясна идея и посыл авторов: «продолжается обржавление бюрократического аппарата и его терминологических монстров». Эта и все последующие работы экспозиции созданы авторами за их собственный счет, собственными силами.
Названия скульптур символичны: «Впередсмотрящий», «Железный», «Парк пионеров». Несмотря на то, что этой скульптурной композиции уже много лет, многие жители Кишинева о ней узнали лишь тогда, когда местные власти под руководством Киртоакэ захотели снести парк, а территорию отдать под застройку.
1 февраля 2012 г ода на территории скульптурной экспозиции «Rugina & Co.» состоялось открытое заседание МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КОМИССИИ, состоящей из представителей Министерства культуры РМ, Академии наук РМ, Управления культуры Примэрии Кишинева, Управления муниципальной собственности Примэрии Кишинева, Парламентской комиссии по культуре, Европейского фонда культуры, Союза художников РМ, Союза Архитекторов РМ, других общественных организаций. Комиссия единогласно констатировала исключительную культурно-историческую ценность скульптурных работ Н.Искимжи и В. Мошкова и вынесла заключение о необходимости:
- придать статус памятника экспозициям «Rugina & Co.» и «Secolul XX — Globline»;
- сохранить комплекс «Rugina & Co.» на прежнем, историческом, месте, создать условия для свободного доступа публики, снести незаконные заборы и строения;
- для комплекса «Secolul XX – Globline» местным властям по согласованию с авторами изыскать новое подходящее место.
Чтобы защитить уникальную экспозицию, молдавские и зарубежные деятели культуры подписали на сайте www.rugina.org петицию, в которой обратились к властям с просьбой сохранить это уникальное пространство, придать ему официальный статус. Выборы принципиально нового Муниципального совета и руководства Примэрии в 2019 году вселяют надежду на то, что люди, по каким-то причинам заинтересованные в уничтожении уникальной скульптурной экспозиции, утратили свое влияние, и местные власти выполнят решение Межведомственной комиссии, принятое еще в 2011 году.
Ассоциация «GLOBLINE» готовит новое обращение на имя генпримара Кишинева, а пока скульптурный комплекс Руджина все еще находится на прежнем месте и доступен для посетителей.
Подготовила Галина Малышева