Молдова Четверг, 28 марта
Экономика, 01.02.2019 20:22

НЦБК выступил против снижения штрафов за нарушения, допущенные при представлении статистической отчетности

Сокращения штрафных санкций может быть воспринято ответственными лицами в качестве поощрения к дальнейшим правонарушениям.

Национальный центр по борьбе с коррупцией провел экспертизу законопроекта «О внесении изменений в Кодекс о правонарушениях», предусматривающего снижение штрафных санкций за непредставление или недостоверное представление статистической отчетности. По мнению ведомства, предусмотренные сокращения штрафных санкций создают риск того, что недисциплинированные респонденты интерпретируют снижение штрафа за правонарушения в качестве поощрения дальнейшего пренебрежения законной обязанностью по представлению статистических данных.

НЦБК выявил в законопроекте факторы и риски коррупции (активной и пассивной), злоупотребления влиянием и служебным положением, отметив необходимость пересмотреть законопроект.

Предложенный законопроект предусматривал сокращение штрафов, предусмотренных статьей 330 «Кодекса о правонарушениях» следующим образом:

с 50 – 80 условных единиц (2500 – 4000 леев) до 12 – 42 условных единиц (600 – 2100 леев) на физических лиц;

с 120 – 170 условных единиц (6000 – 8000 леев), до 15 – 45 условных единиц (750 – 2250 леев) на должностных лиц;

с 250 – 350 условных единиц (12500 – 17500 леев), до 45 – 55 условных единиц (2.250 – 2.750 леев) на юридических лиц.

Предложенное смягчение наказаний было аргументировано авторами законопроекта слишком суровыми санкциями, не соответствующими тяжести совершенного проступка. Причем, не исключено, что в некоторых случаях размер штрафа может превысить заработную плату нарушителя – физического или должностного лица.

Однако по утверждению НЦБК, предыдущие размеры штрафов (400 леев до 1400 леев) носили больше символический, чем практический характер. А с учетом возможности уплаты 50% штрафа в течение 72 часов после применения санкции обязанность представлять статистическую отчетность превращалась в простую формальность. В результате респонденты либо уклонялись от предоставления статистических данных, либо ограничивались их некачественным или неполным представлением.

В НЦБК также отметили, что в отличие от Государственной налоговой службы, которая в случае неисполнения налоговых обязательств имеет возможность приостановить операции на банковских счетах налогоплательщиков, конфисковать товары и применять другие меры, Национальное бюро статистики не имеет эффективных рычагов для повышения дисциплины представления статистической отчетности.

В этой связи НЦБК рекомендовал дополнить п.402(1) Кодекса о правонарушениях положением, что эти правонарушения рассматриваются административным органом по финансовому инспектированию, находящимся в подчинении Министерства финансов или Государственной налоговой службой, а не Бюро статистики.

В ведомстве также указали, что размеры штрафов за нарушение дисциплины статистической отчетности в Молдове являются более низкими, чем применяемые в странах региона. Таким образом, максимальный размер штрафа в Молдове составляет 17,5 тысяч леев, в то время как в Российской Федерации он равен 150 тысяч российских рублей (38,8 тысяч леев), в Беларуси – 200 условных единиц (40,4 тысяч леев), в Румынии – 100 тысяч румынских леев (409,6 тысяч леев РМ).

Следует отметить, что в «предвыборный» бюджет власти заложили удвоенный план по штрафам. В Законе о государственном бюджете на 2019 год фигурирует цифра более 463 млн леев дохода от штрафов и санкций. Власти «хорошо потрудились» в уходящем году в направлении увеличения штрафов и санкций и возможностей их взыскания. Некоторые виды штрафных санкций были значительно увеличены, появилось несколько новых денежные штрафов, а также несколько новых категорий их плательщиков.


Новости на Блoкнoт-Молдова
законопроектштрафстатистическая отчетность
0
0