Молдова Пятница, 29 марта
Лица Молдовы, 19.03.2018 15:45

Памятник Василе Александри необходимо переделать, - скульптор Ион Здерчук

Ион Здерчук рассказал интересные истории о своих памятниках, непорядочных заказчиках и о личной жизни.

В маленькой, забитой доверху скульптурами и бюстами мастерской на столе обязательно должны быть чай, конфеты и вкусные пряники. В такой уютной обстановке корреспондент «Блокнота Молдовы» пообщалась со знаменитым скульптором. Творения Иона Здерчука мы видим на улицах Кшинева и других городов страны - это памятники Василе Александри, Михай Еминеску, Григория Виеру, Алеку Руссо, Штефану Плугару.

Всё началось с «Поцелуя»

- Ион, вас называют лучшим создателем скульптурных портретов в стране. Откуда появилась тяга к этому великому виду искусства?

- Я уверен, что все дети с рождения обладают талантами, главное - их вовремя распознать и развивать. Мне в этом плане повезло: в Унгенской школе-интернате, где я был учеником, очень много внимания уделялось творческим кружкам, и мои любимые преподаватели Александр Ланда, Екатерина Мунтяну, Елена и Василий Томуз, Прасковья Курус смогли разглядеть мой особый интерес к рисованию. Три раза в неделю я посещал детскую художественную школу, а после ее окончания поступил в Республиканское художественное училище имени Ильи Репина. Очень много времени я посвящал изучению творчества мировых художников и скульпторов (хотел быть похожими на них, а в чем-то даже лучше), поэтому допоздна засиживался в национальной библиотеке – тогда я даже и не мог подумать, что, изучая живопись, много лет спустя стану скульптором и сотворю памятник перед входом в это здание – монумент Василе Александри.

- А какая была ваша первая работа?

- Под впечатлениями от юношеской влюбленности на втором курсе я вылепил свою первую скульптуру «Поцелуй». После этого последовали портреты бабушки Ирины (она занимала особую роль в моей жизни) и отца Александра. Кстати, пристрастие к искусству и творчеству мне передалось именно от папы, который очень хорошо пел. Я до сих пор вспоминаю, как мелодично он напевал песни Марии Танасе.

- Где сейчас можно увидеть ваши творения?

- В Кишиневе из моих работ – памятники-бюсты Эмилю Лотяну, Василе Лупу, Алеку Руссо, Штефану Плугару, статуя Василе Александри, множество мемориальных досок, в Унгенах и Сынжерей – бюсты Михай Еминеску, в Санкт-Петербурге – бюст Антиоху Кантемиру. Я очень часто участвую в творческих симпозиумах и международных конкурсах, а работы, которые выполняю на них, сегодня можно увидеть не только в Молдове, но и в Румынии, Венгрии, Польше, России, Германии.

Фото 5.jpg

В мастерской со своими работами

Незаконченные работы ждут, когда вернется муза

- С каким материалом вам легче работать?

- Я работаю с глиной, гипсом, камнем, деревом, металлом, но больше всего люблю отливать скульптуры в бронзе – она наиболее точно передает мои творческие замыслы, страсть, темперамент, пластику. Сейчас модно комбинировать разные по своей красоте и несовместимости материалы, вплоть до старого ненужного металлолома, выброшенного на свалки. Многие люди в нашем городе выбрасывают на мусор очень хорошие вещи из металла, и если я вижу, что в моей работе они могут пригодиться, то подбираю их.

- Идеи новых работ долго вынашиваете?

- Иногда сложно справиться с потоком мыслей, и идеи сами собой собираются в единую картину. Тогда можно работу выполнить и за день-два. Например, мне срочно нужно было выполнить призовые кубки в различных конкурсах, как частных, так и на национальном уровне, это можно было отлить и за сутки. А порой работа не складывается, и проект будет лежать на полке до тех пор, пока тебя не посетит творческое вдохновение (на данный момент у меня несколько незаконченных работ около двух лет пытаются дождаться своего часа).

фото2.JPG

Работа в творческом лагере, город Унгены

Примэрия Кишинева обманула

- За вашими плечами большой опыт, но были ли ошибки, которые хочется исправить до сих пор?

- С момента установки памятника Василе Александри прошло 20 лет, но всё это время я неспокоен из-за того, что он стоит не на том постаменте, который я бы хотел видеть. Работу над скульптурой нужно было сдать в сжатые сроки, над ней работали десятки людей в комиссии. Моя команда занималась непосредственно памятником, все остальные – постаментом. Моя вина в том, что я понадеялся на профессионализм людей в комиссии и не стал согласовывать с ними некоторые вопросы. А когда из Косэуц уже привезли готовый постамент – переделывать что-либо было поздно. Постамент памятника Василе Александри не сочетается по массивности с самим памятником. Рядовой житель Кишинева этого не заметит, но я всё же не теряю надежды исправить этот недочет и сделать его более громоздким.

- Какие главные сложности в вашей работе?

- Скульпторы – люди творческие, они больше заняты вдохновением, эмоциями, замыслами, и часто не думают о финансовой заинтересованности. Нередко бывают случаи, когда ты начинаешь работать над проектом, живешь только мыслями о воплощении скульптуры, вынашиваешь новые, более удачные идеи, а заказчик спустя некоторое время либо отказывается от продолжения из-за отсутствия денег, либо вообще исчезает. Это бывало не только с частными заказами, но и с государственными. Например, в начале 90-х годов министерство культуры Молдовы совместно с примэрией Кишинева заказали мне сделать мемориальную доску литературному писателю Иону Ватаману. Она должна была висеть на одном из блоков здания Академии наук, но в конце работы комиссия отказалась от изготовленной уже работы из-за дороговизны, эта доска до сих пор висит в моей мастерской, хотя со своими мастерами я расплатился из своего кармана.

Фото6.JPG

Памятник Василе Александри

С реализации памятника купил двухкомнатную квартиру в Кишиневе

- Ваш труд в Молдове хорошо оплачивается?

- Фиксированной заработной платы нет, всё зависит только от количества и качества заказа. Одну работу я могу выполнять и около года, поэтому, например, полученные 3000 евро не будут казаться огромной суммой, учитывая, что они отрабатываются 12 месяцев. У меня есть и свои принципы продажи – я могу сбросить первоначальную стоимость, если вижу, что человек очень хочет увидеть эту работу. Для меня важно, чтобы как можно больше творений остались моим наследием в Молдове. Самым значимым заказом у меня был памятник Василе Александри, с его реализации мне удалось купить двухкомнатную квартиру в Кишиневе. Но помимо работы скульптора, у меня есть второе призвание - я преподаю предмет «Скульптура и лепка» в институте им. И. Крянгэ.

- В феврале состоялась ваша персональная выставка. Как подбирали работы для нее?

- За неделю до открытия выставки я пообщался с директором Национального художественного музея Т. Збырня и сообщил, что хочу организовать персональную экспозицию осенью этого года. Но был поставлен в известность, что осенью все помещения заняты другими мероприятиями. Зал оказался свободным только в начале февраля, у меня оставалось лишь пару дней на подготовку. В тематической выставке можно было увидеть 57 моих работ, в основном это психологические портреты обычных людей и знаменитостей, которые внесли свой вклад в культурную жизнь Молдовы. Очень жаль, что в этой спешке мероприятие получилось больше официальным, а мне хотелось привнести нотки домашнего уюта и гостеприимства, которые так присущи нашему молдавскому народу. Это моя вторая выставка. Первая прошла 20 лет назад. Надеюсь, что следующая пройдет в той обстановке, о которой мечтаю.

фото4.jpg

С молдавским карикатуристом Валерием Курту, Берлин

В муниципальном совете должны работать не представители партий

- Ваша жизнь как-то связана с современными политиками?

- От государства наша профессия не получает каких-то излишних льгот и внимания, но с другой стороны - радует то, что мы можем творить в свое удовольствие и не подвергнемся никаким вмешательствам и запретам по политическим взглядам. Конечно, хотелось бы жить только творчеством и быть вне политических баталий, но жизнь диктует свои правила, и ты понимаешь, что должен тоже что-то решать в судьбе своей страны, следить за всеми новостями и быть в курсе событий. Поэтому участвую во всех выборах и отдаю свой гражданский долг сполна.

- Вскоре состоятся местные выборы примара Кишинева. Вы уже можете кого-то выделить?

- Для города важен хозяйственник, а не политик. Такого человека до сих пор я не увидел. На мой взгляд, проблема хаоса в столице в том, что в здании примэрии занимаются только внутриполитическими разбирательствами - кто лучше, кто хуже, забывая о рядовых заботах города. Мне кажется, что в муниципальном совете должны работать не представители партий, а гражданские деятели, активисты, профессионалы в каждой области - культуры, образования, здравоохранения, транспорта, правоохранительных органов. Каждый должен заниматься своим делом - не может отделом культуры руководить врач, а образованием заниматься ветеринар. Но наша практика показала, что в Молдове возможно всё, правда, положительного результата пока не видно.

- В 2018 году власти обещают большие перемены. Верите ли вы в счастливое будущее страны после парламентских выборов?

- Мы привыкли во всех бедах всегда винить власть, я этого тоже не отрицаю. Но не мы ли, обычные граждане, выбираем тех, кто доводит нашу жизнь до такого уровня жизни? По-моему, нам станет лучше жить тогда, когда в первую очередь мы пересмотрим свое отношение друг к другу. За последнее время мы научились в каждом (будь то друг, сосед, родственник) видеть врага – потому что мы говорим на разных языках, или стремимся присоединиться к какому-то вектору. Почему в других государствах, например, в Европе, на территории одного государства уживаются люди разных национальностей и вероисповеданий? Я очень надеюсь, что когда-то мы сможем жить все вместе в мире и согласии, делая нашу Молдову процветающей.

Фото7.JPG

Памятник Михай Еминеску

Старший сын живет в Австрии, средний – в Белоруссии

- Говорят, что творческие люди непостоянны в семейных отношениях. Вы согласны с этим?

- Нет, это совершенно не так. Мы с супругой Людмилой живем 36 лет вместе, познакомились на свадьбе общих друзей в родных Унгенах, она тоже родом из этого города. Она покорила меня своим уравновешенным нравом, спокойным характером, что так было важно для меня, потому что жить с творческим человеком не просто, как кажется со стороны. За это время мы вырастили трех сыновей.

- Что для вас важно, когда возвращаетесь с работы домой?

- Моя жена – замечательная хозяйка. Приготовленные ею молдавские плацинды, голубцы, рыба и кондитерские изделия не оставят равнодушными ни одного гостя нашего дома. Но еще больше внимания она уделяет изысканному оформлению праздничного стола, для нее важно, чтобы было и вкусно и эстетично. Людмила – инициатор не только семейных праздников (два раза в год: в Рождество и пасхальные праздники мы собираемся в полном составе семьи), но и в прошлом году для меня приятным сюрпризом стал мой незабываемый 60-летний юбилей в ресторане в кругу близких и друзей.

- Вы отдыхаете порознь? Возникает ревность из-за этого?

- Супруге очень нравится путешествовать, а у меня из-за загруженного графика работы на это остается мало времени. Для того, чтобы не было разногласий из-за этого вопроса, она может поехать отдыхать без меня. Поводов для ревности друг другу никогда не давали, поэтому наше свободное пространство абсолютно безопасно.

- Сыновья пошли по вашим стопам?

- Влад окончил факультет «Индустриальный дизайн» в политехническом институте в Кишиневе, сейчас живет в Австрии и готовится получать образование архитектора в Вене. Нистор тоже выбрал творческую профессию и успешно окончил художественный факультет в институте им. И. Крянгэ. Сейчас вместе со своей женой живут в Белоруссии. Младший сын Августин остался рядом с нами, учится на втором курсе в политехническом институте, а его профессия связана с автомобилями.

- Дети предлагали вам уехать жить за границу, чтобы быть вместе?

- Сыновья знают, как трепетно я отношусь к родной земле, поэтому вопросы о переезде никогда не ведутся. И даже в самые трудные времена перестройки, когда поступали предложения о том, чтобы жить и работать в России и Америке, я остался в своей Молдове.

- Когда хочется отвлечься от работы, чем занимаетесь?

- Прихожу в свою художественную мастерскую, читаю книги, и это не обязательно литература по специальности, люблю исторические, научные работы.

- О чем мечтаете?

- Хочу иметь собственную галерею, чтобы можно было достойно выставить свои работы. Сейчас в моей маленькой мастерской на полках лежат свыше 150 готовых работ, а количество эскизов вообще трудно сосчитать. Мечтаю, чтобы всё это осталось культурным наследием нашей маленькой страны.

Фото9.JPG

Старший сын Влад и средний сын Нистор с супругой Ольгой

Фото8.JPG

С супругой и младшим сыном Августином, Ципова

                                                                                       Беседовала Татьяна Меделян

Новости на Блoкнoт-Молдова
александрипамятниклица молдовыИон Здерчук
0
0