Молдова Четверг, 25 апреля
Лица Молдовы, 06.12.2019 18:43

Активист StopHam Moldova Александр Чолак: попытка с нами подраться - это классика

Создатели StopHam Moldova смогли создать одно из самых популярных сообществ республики всего за несколько лет.

О том, как все начиналось, к чему пришли, и к чему стремится StopHam Moldova ответили журналисту издания «Блокнот Молдова» Александр Чолаку и Юрий Сакалы.

БМ: Известно, что общественное движение StopHam появилось в России. Как появилась идея создания молдавского сообщества StopHam и с какими трудностями пришлось столкнуться? 

StopHam Moldova: Идею создания подсказали сами водители, которые просто не оставляли шанса на сосуществование с пешеходами, а метод борьбы мы подсмотрели у российских коллег.

В самом начале, конечно же, были трудности. Никто из активистов  до этого никогда не занимался общественной деятельностью или развитием социальных проектов. Отсутствие опыта являлось основной трудностью на начальном этапе. Но огромное желание бороться с несправедливостью не позволило нам опустить руки, и мы начали проводить рейды. 

10349953_738146882913518_7795845623614992150_n.jpg

БМ: Но вы поддерживаете связь с российскими коллегами?

StopHam Moldova: Естественно, мы на связи, у нас есть контакты. Но мы самостоятельная организация, которая связана с основоположниками только идеей! Даже подходы у нас немного разные. Надеюсь, вы видите разницу, если хотя бы раз заходили к нам на страницу. 

БМ: На момент зарождения хоть кто-то поддержал эту идею? Как отнеслись к ней близкие и друзья?

StopHam Moldova: Да всякое бывало, на самом деле. На первых порах друзья и близкие относились по-разному - кто-то боялся за нас, кто-то поддерживал, кто-то вообще не понимал для чего нам это нужно. Как оказалось - нужно. 

БМ: Многие выступают против такого движения, утверждая, что StopHam Moldova проводит свою деятельность незаконно. 

StopHam Moldova: Все законно, что бы там ни говорили недруги. Без этого мы не смогли бы столько лет проводить наши рейды.

1614409_833218773406328_6424499982495331791_o.jpg

БМ: Как воспринимали сообщество в самом начале водители-нарушители и простые прохожие во время самых первых рейдов?

StopHam Moldova: Также как друзья и близкие – кто-то приветствовал, кто-то был категорически против. Нужно отметить, что о каждом рейде мы информировали полицию. Поэтому всегда неподалеку от места проведения рейда находились карабинеры.

Если учесть, что до этого водители очень мало слышали замечания от пешеходов, то первые реакции были очень разные. Водителей нарушителей можно поделить на категории: те, кто реагирует агрессивно на замечания, и те, кто извиняется и соглашается. 

Радует что тех, кто адекватно относится к нашим замечаниям в процентном соотношении намного больше агрессивно настроенных.

БМ: Как выбираются рейды и сюжеты для репортажей? 

StopHam Moldova: У нас большое сообщество в соцсетях, мы реагируем на письма подписчиков. Когда про какую-то локацию часто и много пишут, мы проводим там рейды… Информацию о сюжетах мы тоже получаем из соцсетей.

Нам пишут люди, которые отчаялись после попыток самостоятельно решить какую-то проблему через полицию, претуру или через другие официальные органы. Мы встречаемся, обсуждаем, как и чем вообще можно повлиять на ситуацию.

Иногда достаточно без камер поговорить со второй стороной, после чего проблема решается, а иногда мы проводим месяцы работы с людьми и госучреждениями в ущерб своего личного времени. Главное - повлиять на ситуацию и хоть чем-то помочь нуждающимся. 

10917812_866479903413548_5622489573927296760_o.jpg

БМ: Во время рейдов сталкиваетесь с опасными ситуациями? К примеру, агрессией, оскорблениями или угрозой?

StopHam Moldova: Безопасней, конечно, валяться на диване и писать гневные комменты про СтопХам. Агрессия и угрозы - это практически неотъемлемая сторона любой общественной деятельности. 

Оглядываясь назад, можно сказать, что за столько времени было не так много случаев, в которых было реально страшно и опасно за свою жизнь. Можно вспомнить пару инцидентов, в которых один водитель достал пистолет, другой достал нож, ну и классика - это попытка с нами подраться. 

За семь лет мы научились адекватно реагировать на агрессию, угрозы и опасность. Сейчас мы четко понимаем, что опасней - это молчать и ничего не делать.  

БМ: Так все-таки приходилось драться?

StopHam Moldova: Да, пару раз случалось такое, что нам пришлось защищаться от водителей, которые с кулаками пытались отстоять свое право на хамство. Стоит отметить, что таких ситуаций было не много, если пересчитать их, то хватит пальцев рук!  

БМ: Популярность вашего сообщества с каждым днем набирает обороты – у вас все больше адептов, даже СМИ, в том числе наше, стали чаще цитировать информацию с вашей страницы. К чему идет сообщество? Каким вы его видите через 5 лет? 

StopHam Moldova: Через наши видео и сюжеты мы пытаемся показать, как можно повлиять на ситуацию. Не то, как мы смогли или не смогли, а именно как надо. Как каждый из нас может и должен поступать, если столкнулся с откровенным хамством.

Сложно сказать, что будет через пять лет - если изначально это было движение, направленное на борьбу с хамством среди водителей, то сейчас это движение против хамства во всех сферах. Будь-то садики, школы, ЖЭКи, магазины, госучреждения и т.д, и, естественно, мы будем стараться охватить все больше тематик.

Если не показывать проблему, это не значит, что ее нет. Мы бы хотели надеяться, что через пять лет в стране будет порядок и мы просто будем не нужны. Но, к сожалению, это слишком оптимистичные планы. 

БМ: Кстати, каверзный вопрос - как можно дисциплинировать водителей в Молдове? 

StopHam Moldova: Для того, чтоб дисциплинировать водителей, нужно проделать комплексную работу. Одна из мер - неотвратимость наказания. Если нарушил, то отвечай по всей строгости.

Ведь статистика нарушений и ДТП пугающая и увеличивается она с каждым годом. В комплексе нужно пересмотреть и законы о правонарушениях, чтобы, совершая одни и те же нарушения, постоянно были особые меры наказания. Подобный опыт хорошо работает в европейских странах. 

БМ: А с пешеходами как обстоят дела? Их можно дисциплинировать пешеходов и нужно ли это на самом деле? 

StopHam Moldova: Конечно, нужно. С пешеходами так же необходимо проводить работу, начиная с воспитания в семье - многие родители, перебегая с ребенком через дорогу в неположенном месте за руку, даже не понимают, что завтра – послезавтра ребенок будет делать так же, но уже сам…

Так вот, неотвратимость наказания должна быть и в случае с пешеходами. Наряду с мерами должна быть разработана городская инфраструктура, где пешеходы, водители, велосипедисты, могли бы существовать, не мешая при этом друг другу. Опять же, есть прекрасный опыт европейских стран, даже ничего придумывать не надо - просто повторить. 

 БМ: Чем вы занимаетесь в свободное от StopHam время? Какие у вас увлечения?

StopHam Moldova – Юрий Сакалы: Если говорить про мое личное хобби, то быть активным гражданским активистом - это и есть одно из моих хобби! Есть такое заблуждение, что активисты только и делают, что ищут приключения на «пятую точку». Так вот, от лица активистов могу сказать, что общественное движение СтопХам - это не единственное, что нас интересует.

Я, например, активно занимаюсь спортом, люблю путешествовать, предпочитаю экстремальные виды отдыха - парашют, роупджампинг, дайвинг и т.д.

Другие активисты увлекаются музыкой, съемками, работают в творческих студиях, летают, являются директорами фирм, певцами и музыкантами. И объединяет нас альтруистичное желание сделать город, в котором мы живем, чуть лучше! Отсюда и мечты дожить до того времени, кода общественное движение как некая эпоха уйдет в небытие за ненадобностью.

12920392_1091400380921498_614612988003742851_n.jpg

Беседовала: Отилия Липчану

Новости на Блoкнoт-Молдова
активистобщественное движениеStopHam Moldovaинтервью
1
0