Церковь в селе Кухурештий де Сус: история о сбывшемся и несбывшемся
Читайте также:
- Церковь Константина и Елены расположена на территории старинной крепости (08.12.2019 17:13)
- Тогда и сейчас: Легендарная гостиница «Швейцарская» (19.05.2023 09:31)
- Кишиневский Планетарий: когда-то Молдова жила мечтою о звездах (14.04.2019 12:20)
Церковь Святой Троицы в селе Кухурештий де Сус была построена по проекту архитектора Алексея Щусева.
Село Кухурештий де Сус известно с 1437 года
Кухурештий де Сус – в настоящее время село и коммуна во Флорештском районе. В состав коммуны входят населенные пункты Ункитешть, Кухурештий де Сус и Николаевка. Село Кухурештий де Сус расположено в 35 км от города Флорешты и в 165 км от Кишинева. Первое документальное упоминание о селе Кухурештий де Сус датируется 1437 годом.
Село Верхние Кугурешты (Кухурештий де Сус) Бессарабской губернии Сорокского уезда являлось родовым имением семьи Богдан, после смерти родителей оно перешло сыну Василию. Его сестра, Евгения, переехала после замужества в поместье Сахарна, принадлежавшее ее мужу Николаю Апостолопуло. Другая его сестра, Александра, также поселилась в имении своего мужа – Цауль. После смерти брата сестры взяли родные Кугурешты под свое крыло.
В свое время помещики построили в Кугурештах школу, занимались сельским хозяйством и пытались создать крестьянам нормальные условия жизни. Василий Богдан ударился в науку и стал председателем бессарабской губернской земской комиссии по селекции семян кукурузы. Свои знания испытывал на практике. В 1908 году выходит в свет научный труд Василия Богдана «Кукуруза. Чудо-растение» - о том, как выращивать ее так, чтобы собирать намного больше урожая.
В селе Кухурештий де Сус имеется профессиональное училище – первое открытое в Молдове. У этого учебного заведения богатая традиция подготовки кадров для различных областей реальной экономики. В настоящее время здесь обучаются 120 учащихся, которые осваивают востребованные на рынке труда специальности. А с 2015 года в учебном заведении ввели модуль «Энергетические растения – источник возобновляемой энергии», который изучают по специальности «лесовод».
Еще в селе есть свой лицей, в котором обучаются около 300 учеников из Кухурештий де Сус, Кухурештий де Жос, Цэпордей, Вэскэуць и Черница.
А главное, жители Кухурештий де Сус – настоящие патриоты своего села. А история у него богатая, и значимый вклад вложил в нее знаменитый архитектор Алексей Щусев.
С бессарабской помещицей Евгенией Апостолопуло гимназист Щусев познакомился в доме Качулкова
Алексею было 16 лет, когда за одну неделю он потерял обоих родителей. Мария, старшая его сестра от первого брака отца, и два брата – Сергей и Петр – были самостоятельными людьми и сразу после похорон уехали из отцовского дома. А Алексея и его младшего брата, Павла, забрали к себе родственники. Благодаря хлопотам брата матери Матвея Корнеевича Зозулина земство оплачивало сиротам Щусевым обучение в кишиневской мужской классической гимназии № 2, но Алексея не устраивало положение нахлебника, и он начал давать частные уроки, довольно быстро став популярным в городе репетитором. Однажды Алексей даже явился к директору гимназии с требованием принять от него плату за обучение. Директору пришлось долго объяснять гордецу, что эти деньги лучше сберечь: они еще понадобятся Алексею, когда он после гимназии поедет учиться в Москву или Петербург.
Виньетка второй мужской гимназии
Директор второй мужской гимназии Николай Сергеевич Алаев вообще сыграл большую роль в жизни своего ученика. Именно он порекомендовал Алексея репетитором в один из самых богатых кишиневских домов – в семью винопромышленника Качулкова. Именно он выхлопотал для Щусева благотворительную стипендию от земства на период обучения в Петербургской Академии художеств. И потом, когда Алексей был уже ее студентом, именно Алаев пригласил его в родной город строить новое гимназическое здание. Благодаря всем этим обстоятельствам Щусев сделал свои первые шаги в архитектуре.
В доме Качулкова гимназист Щусев познакомился с бессарабской помещицей Евгенией Апостолопуло.
- Горькое не живет на ней. Кислого нет возле нее. Нет дождя и грязи. Она вся пшеничная. И этот чистый хлеб «на упитание всем» живет и радуется, - писал о гостеприимной хозяйке русский философ Василий Розанов, гостивший у нее с семьей.
Евгения Ивановна и ее муж Николай Кириллович Апостолопуло занимались благотворительностью. В своем имении они открыли начальную школу, финансировали ремонтные работы в Троицком монастыре села Сахарна, были ктиторами церкви Архангела Михаила.
Два своих первых здания Алексей Щусев построил в имении четы Апостолопуло
Гимназиста Алексея Щусева связывала с четой Апостолопуло искренняя дружба. И два его первых здания были построены в их имении.
На летних каникулах семья Апостолопуло пригласила Алексея погостить в деревне. Николай Кириллович задумал привести в порядок флигель, но накануне прибытия строительной артели заболел. И попросил расторопного Алексея ознакомиться с проектом и присмотреть за рабочими. Всю ночь юноша просидел над чертежами, наутро, когда приехали рабочие, осмотрел вместе с ними флигель, а потом явился к хозяйке дома с предложением: это помещение снести, а взамен построить в саду сторожку из белого природного камня. И получил разрешение на строительство сразу двух сторожек.
- Я живо помню эти небольшие двухэтажные строения из бута и молдавского котельца в садовом французском стиле, с деревянным балконом и наружной деревянной лестницей. В одной из сторожек мы прожили все это лето (1892 года), - много лет спустя писал в своих воспоминаниях младший брат Алексея, Павел Викторович Щусев.
После смерти мужа, проведя несколько зим в Петербурге, Евгения Ивановна создала в своей большой квартире на Галерной улице коммуну для начинающих художников с общей мастерской и жилыми комнатами для студентов. Причем многие обитатели коммуны даже не догадывались, кто им помогает.
Церковь Святой Троицы в Кугурештах была построена по просьбе сестер Богдан
Здесь следует отметить, что Евгения Ивановна Апостолопуло была дочерью бессарабских дворян Ивана Богдана (1816-1900) и его жены Екатерины (урожденной Стрэжеску). Помимо нее в семье было еще двое детей – Василий и Александра. Евгения Богдан вышла замуж за Николая Апостолопуло, Александра – за Андрея Поммера. В 1912 году сестер Богдан постигло несчастье – умерли их брат Василий и муж Александры – Андрей. Тогда сестры решили пожертвовать значительные средства на строительство храма-усыпальницы в родовом имении Верхние Кугурешты.
Евгения Ивановна Богдан, в замужестве Апостолопуло, была одной из самых просвещенных женщин своего времени. Помимо содержания бесплатной квартиры для художников в Петербурге, она собирала молдавское народное декоративно-прикладное искусство, организовала школу виноделия Бессарабского земства, была членом Петербургского женского благотворительного общества, участвовала в религиозно-философских собраниях. Закономерно, что выполнить этот проект она попросила архитектора А.В. Щусева, знакомого с ней с юности и впоследствии часто навещавшего во время поездок на родину – в Кишинев.
К тому времени Щусев был уже признанным мастером в культовом зодчестве. В поисках прообраза сооружения маститый зодчий обратился к древнемолдавским святыням – типу трехконхового храма, характерного для этой местности в XIV-XVI веках. Так Щусев пытался передать через образ постройки увлечение Евгении Ивановны молдавской стариной.
Проект Церкови Святой Троицы в Кугурештах претерпел некоторые изменения
Работать на проектом Алексей Щусев начал в 2013 году. Изначально Троицкая церковь в Кугурештах задумывалась четырехстолпной и относительно небольшой, из расчета на 550 человек. Она была частью единого ансамбля со святыми воротами-колокольней, позже дополненного монументальной постройкой колодца. Расположение на открытой сельской местности неподалеку от усадьбы и местного ремесленного училища превращало ее в вертикальную доминанту всего имения. Уже тогда сложились художественный облик и композиционная основа сооружения. Единственная глава покрывалась куполом в форме «опрокинутого колокольчика».
Фактура стен здания построена на контрасте мелких и крупных каменных блоков, гладкой и «рваной» поверхностей. Надгробия размещались в интерьере храма напротив друг друга в полукруглых экседрах поперечной оси подкупольного пространства. Помимо этого были запланированы наружные поясные изображения святых на золотом фоне в арочных нишах, опоясывающих церковь и колокольню, которые как это было принято в традиционном религиозном искусстве Молдавии, должны были быть выполнены в технике фресковой живописи.
Вскоре стало известно о смертельной болезни Е.И. Богдан, и Щусеву предложили увеличить фамильную усыпальницу в подвальном этаже храма. В чертежах 1914 года, направленных на утверждение в Консисторию и строительное отделение Бессарабского губернского правления, храм был сокращен в объеме до возможного размещения 375 человек, что привело к логичному отказу от четырехстолпия. Количество росписей на фасадах, напротив, увеличилось до 38, определилось их точное расположение, а фон, на котором помещены святые, заменен на ярко-синий. Возникал эффект нарядной синей ленты, опоясывающей храм и колокольню. В интерьере предполагалось сохранить естественную фактуру стен, в обрамлении которой яркими пятнами выделить несколько сюжетных фресок и иконостас.
Строительство церкви в Верхних Кугурештах
Выемка земли под фундаменты началась в мае 1914 года и производилась параллельно с разработкой рабочего проекта Троицкой церкви. Для его выполнения и изготовления шаблонов отдельных деталей Щусев привлек одного из своих помощников по мастерской проектирования и строительства Казанского вокзала – А.В. Снигарева.
Непосредственно строительством церкви занимался замечательный русский техник-строитель В.Я. Дмитраченков, в лице которого Щусев нашел «первоклассного помощника-исполнителя». Дмитраченков руководил возведением церкви на месте и подробно информировал Щусева о ходе производимых работ, которые продвигались очень быстро и остановились лишь на полтора месяца в июле – августе 1914 года, когда Россия вступила в Первую мировую войну.
- Евгению Ивановну похоронили в новой церкви в склепе. Склеп готов и оштукатурен. Теперь делаем дубовые полы церкви, решетки на клиросы и деревянные работы. Отопление готово и внутри работать тепло. В январе буду в Москве у Вас насчет некоторых заказов утвари, облачения и проч., - написал Щусеву Дмитраченков 16 ноября 1915 года.
Наружные росписи для храма должна была выполнить русская художница-авангардистка
Наталья Гончарова
Программа росписей, которые было предложено выполнить русской художнице-авангардисту Наталье Гончаровой, зафиксирована в одном из писем от В.Я. Дмитраченкова из имения Кугурешты:
«3 октября 1916 года имение Кугурешты
Милостивая государыня, Наталья Сергеевна!
В ответ на Ваше письмо из Парижа извещаю, что церковь в Бессарабии закончена постройкой вчерне, остается лишь роспись, для которой просим Вас подготовить эскизы по прилагаемому списку имен Святых, изображения которых будут на наружных стенах церкви. Если в течение зимы Вы заготовите эскизы, тогда можно будет с весны 1917 года приступить на месте к выполнению их. Всех мест для изображения Святых на наружных стенах мы имеем 38. Между тем в прилагаемом списке есть пока 23 наименования, а остальные 15 будут дополнены архитектором Алексеем Викторовичем Щусевым. Я буду перед Рождеством в Москве у него и, по получении дополнительного списка, вышлю его Вам, а Вы пока можете составить эскизы на 23.
По получении этого письма прошу меня известить, можете ли Вы с весны 1917 года приступить к выполнению художественных работ на нашей церкви?
Примите мое искреннее расположение и привет, В. Дмитраченков.
Адрес мой прежний: Почтовая станция Котюжаны-Маре Бессарабской губернии, в имение Кугурешты, управляющему Николаю Егоровичу Стаммо для передачи Василию Яковлевичу Дмитраченкову».
В собрании Одесского художественного музея хранятся два эскиза Гончаровой к храму в Бессарабии «св. Борис» и «св. Феодор». Как и на проекте Щусева, изображения святых поясные на ярко-синем фоне, совпадающем по очертанию с нишами на стенах храма. На них имеется дата: «до 06.11.1915 г. - собрание Е.И. Богдан-Апостолопуло».
В письме Н.К. Рериху от 12 июля 1916 года Щусев указывал: «Между прочим, Гончарова сделала милые эскизы для моей Бессарабской церкви».
Но этим планам было не суждено сбыться – развернувшаяся в России революционная катастрофа 1917 года прервала работу Щусева и Гончаровой над храмом, оказавшимся формально на территории другой страны – Румынии. Несмотря на это Церковь в Кугурештах была закончена, хотя и без наружных росписей.
Об этом свидетельствует установленная на ней мемориальная доска: «Строительство этой святой церкви, посвященной Святой Троице в селении Кугурешты Сорокинского уезда, с колокольней началось в 1913 году на средства добродетельных христиан Евгении Богдан и Александры Поммер, урожденной Богдан, и завершено в 1930 году во время правления Кароля II Румынского архитектором А. Щусевым, инженером И. Дмитраченковым и художником и скульптором А. Знаменским».
Храм в селе Кугурешты сохранился по сей день
Церковь в Кухурештах не закрывалась с момента основания – во многом благодаря местным жителям, патриотам родного села. Напротив церкви расположена бывшая боярская усадьба, которая, к сожалению, куда более запущена, чем знаменитая церковь, охраняемая государством. Любоваться этим архитектурным шедевром можно часами, а местный батюшка способен рассказывать об истории церкви и села сутки напролет.
Для освещения места строительства храма была использована икона Святой Троицы – она до сих пор хранится за алтарем, но ее мало кто видел. В церкви над входом – фреска с изображением двух сестер – Евгении и Александры.
Под церковью расположен небольшой некрополь для членов семьи помещика. И некрополь и сама церковь имеют уникальную естественную систему вентиляции, благодаря которой воздух в помещениях всегда сух, что предотвращает развитие плесени. Это помогло сохраниться в неприкосновенности чудесным росписям и резному деревянному иконостасу.
Уникален очень красивый деревянный и позолоченный иконостас, на удивление хорошо сохранившийся. Декоративная резьба иконостаса церкви, выполненная по рисункам Щусева, содержит мотивы, характерные для молдавской растительности. Зодчий
и здесь остался верным себе, считая непременным своим долгом следовать местным традициям и художественным взглядам. Стены и купол расписывала группа приглашенных Щусевым художников, учеников Васнецова.
Портик церкви носит на себе явное влияние среднеазиатской архитектуры, которую очень любил Щусев. В советские времена церковь Святой Троицы охранялась как памятник архитектуры, что связано с влиянием фамилии Щусев и его заслуг. И сейчас она является памятником архитектуры национального значения, включена в реестр памятников культурно-исторического наследия Республики Молдова.
Кугурештцы- удивительный народ
Жители села не только сумели сохранить церковь Святой Троицы, но и раскопали историю семьи Богдан, составили генеалогические деревья знатных кугурештцев, выяснили историю некоторых семей. А еще у них имеется свой герб и флаг и даже существует звание – почетный гражданин коммуны!
Герб села, автором которого является Силвиу Андриеш-Табак, был утвержден решением коммунального совета Кухурештий де Сус от 13 декабря 2005 года: В лазуревом поле серебряный укороченный перекрещенный крест. Поверх всего: в червленом поле золотой патриарший крест над золотым же полумесяцем. Щит увенчан золотой сельской короной.
Жаль только, что не многие туристы знают, что есть такое уникальное село с уникальной церковью и уникальными местными жителями.
Автор: Галина Малышева