Стены Окружного суда в Кишиневе видели историю
Читайте также:
- Дом по ул. Влайку Пыркэлаб, 17 когда-то занимала Ревизионная Палата Бессарабской Губернии (23.02.2020 17:03)
- Церковь Константина и Елены расположена на территории старинной крепости (08.12.2019 17:13)
- Здание Городской Думы стало настоящей жемчужиной Кишинева (12.05.2019 13:30)
Тут был осужден Котовский.
Здание бывшего Окружного суда было одним из первых специально построенных административных зданий в Кишиневе
Царское правительство уделяло внимание окраинам России
В интересах укрепления власти царское самодержавие уделяло повышенное внимание окраинам России, в том числе и Бессарабии. В частности, это выражалось в предоставлении Бессарабской губернии определенных льгот для поощрения роста населения и организации хозяйственной деятельности. Такая политика положительно отразилось в первую очередь на застройке Кишинева, ставшего административным центром с резиденцией митрополита.
Согласно утвержденному государем генеральному плану развития Кишинева, главное внимание городских и губернских властей было сосредоточено на застройке его центра. Так сложилось, что, несмотря на то, что Кишинев был провинциальным городом, окраиной Российской империи, на судьбу его архитектурного развития наложило отпечаток влияние лучших образцов мирового зодчества. По примеру городов России, центр Кишинева первой трети XIX века начали застраивать зданиями позднего русского классицизма, на смену которому позже пришло барокко, а одновременно с ним – григорианский и византийский стили. Этому в значительной мере способствовала творческая деятельность выдающегося зодчего Александра Иосифовича Бернардацци, входившего в состав Бессарабской строительной комиссии.
Улица Влайку Пыркэлаб сохранила свою архитектурную первозданность
Одну из старейших улиц Кишинева – улицу Влайку Пыркэлаб – прокладывали в 1820-1830 годах согласно первому генеральному плану развития Кишинева. Тогда она называлась Галбинской – в честь Галбинской стороны, от которой она начиналась, соединив ее с улицей Николаевской (ныне улица Колумна). Поначалу, хоть улица и находилась в самом центре города, здесь располагались в основном особняки местной знати. Здания госучреждений стали появляться несколько позже. К настоящему времени по улице Влайку Пыркэлаб сохранилось более 30 домов, построенных 100 и более лет назад.
Одно из таких примечательных во всех отношениях зданий – здание бывшего Окружного суда, в котором в настоящее время размещается предприятие «Железная Дорога Молдовы» (дом №48). Это строение было одним из первых специально построенных административных зданий в Кишиневе.
Здание Кишиневского окружного суда было построено по проекту А.И. Бернардацци
Согласно заметке из газеты «Одесские новости» за 1885 год, закладка здания Окружного суда состоялась в конце августа, а построено оно было в 1887 году инженером-строителем Генрихом Лонским, уроженцем Вены, переехавшим на постоянное жительство в Кишинев. Сохранился послужной список инженера Г. Ф. Лонского, в котором числится и здание Кишиневского окружного суда, а рядом приписка: «Архитектурный проект разработан архитектором А. И. Бернардацци». Это - что касается авторства проекта. Кстати, это не единственный проект, над которым совместно работали два выдающихся архитектора.
По своей архитектуре здание окружного суда, наряду со зданиями городской думы и женской гимназии, в свое время определило в значительной мере формирование архитектурного облика центральной части Кишинева. Это трехэтажное строение привлекает внимание лаконичностью и законченностью форм фасадов. Принятые пропорции, как фасадов, так и интерьера отвечают характеру зданий крупных европейских городов. Архитектура здания эклектична, создана под влиянием французского классицизма: симметрия и акцентирование главной оси, а также элементы, придают замкнутость и обеспечивающие устойчивость всему объему сооружения. Два отдельных входа – один для публики, второй – для ввода обвиняемых. Плоскости стен раскрепованы пилястрами коринфского ордера.
Интересен фасад со стороны ул. Вероника Микле. Здесь в нишах, устроенных на уровне второго этажа симметрично относительно вертикальной оси фасада, установлены: в одной – статуя богини правосудия, в другой – статуя женщины, опирающейся на меч.
Проект по восстановлению фасадов здания выполнял архитектор Борис Гангал.
В отличие от других административных зданий города того времени в здании окружного суда использовано оригинальное решение интерьера – эффект, достигнутый удачно подобранными пропорциями, по сей день остается уникальным.
Чувствуется легкость просматриваемой из вестибюля высоты ярусов второго и третьего этажей, освещенных широким потолочным световым фонарем. Удачно организовано пространственное решение вестибюля, в котором ощущается большой объем воздуха. Гармонирует сочетание вестибюля с лестничной клеткой. И, что для Кишинева можно назвать настоящим чудом, в здании сохранился интерьер начала ХХ века – двери, кованая лестница, даже ручки и шпингалеты на окнах. Настоящий памятник истории!
В здании Окружного суда судили Г. И. Котовского
Именно в этом здании 23 ноября 1907 года судили легендарного красного комбрига Григория Ивановича Котовского. Согласно предъявленному обвинению, 6 января 1906 года он освободил из-под стражи крестьян, которых отправляли в Кишинев для суда за порубку помещичьего леса и оказанное полиции сопротивление. Виновным Григорий Иванович себя не признал, однако суд все же приговорил его к 12 годам каторжных работ. На здании даже сохранилась памятная табличка о суде над Котовским.
Следует заметить, что в старом фильме о Котовском биография легендарного комбрига несколько приукрашена. Там показано, как он выбивает плечом раму, выпрыгивает из окна второго этажа, запрыгивает на одну из привязанных у стойла лошадей и скрывается. На самом деле из здания суда он не бежал – ему удалось сбежать из тюрьмы, той самой, которая сегодня располагается в Кишиневе на ул. Бернардацци. Но в фильме все это выглядит очень захватывающе.
В 1944 году в здание по нынешней улице Влайку Пыркэлаб, 48 перебралось Управление Молдавской железной дороги, которое располагается в нем до сих пор.
Авто Галина Малышева
При написании статьи использованы материалы oldchisinau.com, locals.md.