Молдова Вторник, 09 июля
Общество, 19.12.2019 14:16

«Доктор Лида» - ушла из жизни ветеран Великой Отечественной войны Лидия Бельская

Ушла из жизни участник Великой Отечественной войны Лидия Бельская.

Об этом в соцсетях сообщил председатель Национального координационного комитета «Победа» Алексей Петрович.

– В строй Бессмертного полка встала старший лейтенант медицинской службы 738-го стрелкового полка 134-й стрелковой дивизии, кавалер ордена Красной Звезды, медалей "За боевые заслуги", "За освобождение Варшавы", "За взятие Берлина", высших молдавских орденов Республики и Почёта, заслуженный врач Молдавской ССР, Лидия Алексеевна Бельская, "Доктор Лида". Сколько рассказов о войне, сколько проникновенных историй, рассказанных ею, мне посчастливилось услышать лично из её уст. Бессонные ночи у хирургического стола, окровавленные бинты, ампутации и операции... Двадцатилетняя девчонка из Саратова хлебнула фронтового лиха через край. Наградой ей стала встреча в Берлине с лихим комбатом, Героем Советского Союза, Алексеем Бельским. Свадьба в поверженном Берлине, автограф на Рейхстаге, и долгая трудовая жизнь, - написал Петрович.

Он сообщил, что прощание с Лидией Алексеевной Бельской состоится в пятницу, 20 декабря, на главной аллее Центрального (Армянского кладбища), в 11.30, у памятника Герою Советского Союза, Алексею Ильичу Бельскому.

Несколько лет назад на портале «Я помню» было опубликовано интервью с Лидией Бельской. Приведем здесь некоторые фрагменты этой публикации.

«… Пожалуй, по-настоящему я заглянула смерти в глаза на Висле. Когда ребятам из нашего полка удалось захватить небольшой плацдарм на той стороне, (В ночь с 28 на 29-е июля 1944 года части 738-го и 629-го стрелковых полков захватили на западном берегу реки Висла плацдарм, вошедший в историю Великой Отечественной войны под названием «Пулавский» - прим.Н.Ч.) меня срочно вызывает командир полка: «Доктор Лида, ты плавать умеешь?» - «Конечно, я же на Волге выросла!» - «А грести на лодке?» - «Конечно, могу!» - «Тогда вот что. На той стороне очень много раненых, а помочь им некому». Посмотрел так на меня: «Надо, понимаешь! Надо…» Срочно собрали побольше лекарств, но резиновая лодочка оказалась совсем небольшая: «Придется тебе одной плыть… Но ты не бойся, мы тебя прикроем огнем!». Поплыла, и вот тут мне впервые стало по-настоящему страшно… Немцы бьют, наши прикрывают, кругом сплошная стрельба, фонтаны воды от взрывов… Всю лодку залило водой, а я гребу, гребу, гребу изо всех сил и думаю: «Солнышко, я тебя вижу, наверное, в последний раз…» А потом уже и думать перестала, решила, будь что будет… И когда почти доплыла, двое бойцов бросились в воду и быстро вытащили меня с этой лодочкой в траншею. Вот такой случай… А потом целый день под непрерывным обстрелом я занималась ранеными, а в перерывах подносила мины к минометам… И только ночью к нам переправился весь полк и дали такой бой, что немцы побежали».

«Представление на героя отправлял на него (Алексей Бельского – ред.) сам Берзарин, который Алешу очень ценил и уважал. Но оказалось, что в наградном листе писарь сделал ошибку, в графе отчество написал не Ильич, а Иванович, и из-за этой ошибки в Москве представление завернули. Нужно было писать заново, а как раз в это время Берзарин погиб. Поехал кататься на мотоцикле и врезался в дерево… (Командарм 5-й Ударной Армии и первый комендант Берлина генерал-полковник Берзарин Н.Э. погиб в автокатастрофе 16-го июня 1945 года – прим.Н.Ч.) И вместо того чтобы получить вторую звезду героя Алексей Ильич стоял в почетном карауле у его гроба… Я знаю, что друзья ему не раз советовали: «Иди, Бельский, расскажи, что как…», но он им так ответил: «Я ходить и выпрашивать себе звездочку не буду!» А мне он так говорил: «Лидушка, ну неужели я буду поднимать этот вопрос?»».

И из послевоенных воспоминаний:

«Приехали в какое-то село (на Западной Украине – ред.), провели выборы, все нормально, и вечером уехали. А когда Алексей Ильич в 1963 году уходил в запас, мы решили уехать оттуда. Хотя нас буквально все уговаривали: «Вас же так все уважают, любят! Оставайтесь!» И нам устроили прощальный ужин в ресторане. Собралось командование, партийный актив, а около меня почему-то оказался председатель одного из колхозов. И когда подвыпили, он мне вдруг говорит: «А вы знаете, что ваш муж остался жив только благодаря вам?» - «Что вы такое говорите?» - «Так я вам расскажу... Вы помните, как вы вместе приехали на выборы в такое-то село?» - «Помню!» - «А я тогда там был командиром ячейки бандеровцев. У нас все было готово, чтобы напасть, но когда в окошке увидели вас, а мы уже знали, что вы уважаемый доктор, который ничего не берет, то я приказал – не смейте стрелять, а то она сразу уедет!» Я на него так посмотрела… - «Да, да, я был бандеровец, а сейчас, вот видите, председатель передового колхоза…» И рассказал мне, что когда объявили, что тот, кто сам выйдет из леса, тому амнистия, то он сдался. А потом его назначили и председателем колхоза. Поэтому когда мы уехали оттуда, у меня словно камень с души свалился…».

Подготовил Михаил Генчу



Новости на Блoкнoт-Молдова
Лидия БельскаяАлексей БельскийВеликая Отечественная война
0
0