Календарь: 6 апреля - начался знаменитый кишиневский погром
Читайте также:
- Календарь: 4 апреля - родился актер фильма «Табор уходит в небо», погибший на трассе (04.04.2018 09:00)
- Календарь: 2 апреля - Дмитрий Кантемир и Петр I подписали Луцкий договор (02.04.2018 09:00)
- Календарь: 30 марта - юг Бессарабии перешел от России к Молдавскому княжеству (30.03.2024 10:30)
Еврейский погром, который произошел 6-7 апреля 1903 года, стал самой мрачной страницей в истории Кишинева.
За два месяца до погрома в небольшом городке Дубоссары исчез, а потом был найден убитым 14-летний Михаил Рыбаченко. Ежедневная кишинёвская газета «Бессарабец», возглавляемая известным черносотенцем и антисемитом Крушеваном, стала обсуждать возможную ритуальную подоплёку этого убийства и занялась перепечаткой циркулировавших среди населения Дубоссар слухов, поддерживавших эту версию.
Тем временем по Кишиневу пошли слухи, что царь лично издал секретный указ, разрешающий грабить и избивать евреев в течение трёх дней после наступления Пасхи. За неделю до праздника в общественных местах города появились листовки, повторявшие напечатанную ранее в «Бессарабце» антисемитскую клевету и призывавшие христиан к действиям против евреев во имя царя. Главным распространителем листовок был приятель Крушевана бизнесмен с сомнительной репутацией Г. Пронин, стремившийся убрать своих еврейских конкурентов.
В первый день погрома, 6 апреля, начался разгром еврейских домов и лавок, происходили отдельные стычки. Во второй день уже с утра произошел резкий рост насилия при полном бездействии полиции. Закончилось всё настоящим побоищем. Документы, описывающие погром, приводят данные о 49 погибших и более чем 800 раненых, преимущественно евреев.
В эти дни Еврейская больница в Кишиневе в условиях полного бездействия властей была очагом спасения. Сюда свозили не только убитых и раненых, но и людей, искавших спасение от погромщиков. Мэр Карл Шмидт, в длительный период правления которого Кишинев испытал расцвет, прятал в своём доме евреев. После окончания драматических событий он подал в отставку, заявив, что больше не сможет управлять городом, если в нем возможно такое. Отметим, в Кишиневе было разрушено или сильно пострадало более 1500 домов - это треть зданий. Еврейское население осталось без жилья.
Считается, что роль в организации погрома российских властей, особенно министра внутренних дел фон Плеве, остается еще оспариваемым вопросом. Но министр финансов России Витте, окончивший Первую мужскую гимназию в Кишиневе и прекрасно знавший ситуацию в городе, публично заявлял, что погром устроил Плеве. Участие последнего в организации трагических событий подтверждал директор Департамента полиции Лопухин. Губернатор Бессарабии Рудольф фон Раабен, который начал действовать только к вечеру на второй день погрома, вскоре был уволен со своего поста.
Кишиневский погром получил большой общественный резонанс в России, Европе и Америке начала XX века. Был организован Комитет по оказанию помощи пострадавшим от погрома, в который поступило около одного миллиона рублей из городов России и всего мира и в который среди прочих перечислил свой гонорар и певец Федор Шаляпин. Погрому по следам событий посвятил очерк «Дом № 13» писатель В.Г.Короленко. Лев Толстой выступил с заявлением, в котором осудил погромщиков и выразил сочувствие жертвам. Резко осудили погром епископ Волынский и Житомирский Антоний (Храповицкий) и настоятель кронштадтского Андреевского собора протоиерей Иоанн Кронштадский.
Под влиянием этих событий американские банкиры предприняли практические шаги, направленные против российских властей, способствовали размещению в США японских государственных займов во время русско-японской войны и успешно противодействовали аналогичным устремлениям русского царского правительства. Япония на полученные средства смогла продолжать дорогостоящую военную кампанию, что повлияло на исход войны.
Кишиневский погром 1903 года стал самым известным за всю историю России, несмотря на то, что крупнейшие погромы времен революции, а тем более гражданской войны опередили его по масштабам кровопролития и ожесточенности. Он стал символом антисемитизма в Российской империи. До наших дней связанные с погромом воспоминания продолжают отбрасывать черную тень на Кишинев.
Погром 1903 г.
Памятник жертвам погрома 1903 года