100 дней на посту президентства. Что не сделала глава государства?
Читайте также:
- Под грифом рекордной смертности прошли первые месяцы Санду во главе Молдовы (30.08.2021 12:13)
- Почему участие Санду в Крымской платформе будет ей прощено - мнение эксперта (29.08.2021 13:45)
- "Дно молдавской независимости" - парад списанной американской техники в Кишиневе (27.08.2021 08:30)
Можно ли выделить хоть какие-то позитивные моменты?
В политической журналистке любят готовить различные статистические и аналитические выкладки, посвящённые первым 100 дням президентства, либо первому году пребывания у руля государства.
Мы в контексте данного тренда попытаемся дать определенные оценки первым девяти месяцам руководства страной Майей Санду. Благо срок достаточный, чтоб «родить» уже хоть какие-то существенные результаты своей работы.
Пытаясь понять, что происходит с нынешней правящей политической элитой, мы все более утверждаемся в ранее сделанном выводе о том, что Молдова семимильными шагами идет к фактическому построению тоталитарного государства.
Давайте рассуждать рационально. Какого-либо существенного улучшения качества жизни в Молдове периода 2021 года определенно не наблюдается, повышения уровня социально-экономического обеспечения также не имеется. А ведь это основные показатели для населения страны в вопросах оценки деятельности должностных лиц, в том числе высшего состава.
Да, госпожа Санду и приближенные к ней составные части формирующегося правящего тоталитарного режима PAS+NGO усердно и монотонно навязывают населению свою позицию о том, что государство и власть нуждаются в системных и институциональных изменениях в рамках борьбы с коррупцией и построения демократического общества. Однако за красивыми и важными словами скрывается иная деятельность нынешней власти.
Никаких обещанных (как всегда привычно для нынешней власти не раскрытых заранее) изменений в системе власти мы в течении 2021 года не увидели. Можно говорить о смене большинства в парламенте и новом «дееспособном» (насколько это слово применимо к представителям НКО-сектора) составе правительства. Но по большому счету данные изменения носят всего лишь персональный характер.
Попытка под соусом борьбы с коррупцией и реформы юстиции сменить неугодного генерального прокурора Стояногло и лишить органы прокуратуры нейтрального независимого статуса во властных отношениях, управленчески подчинив себе, также не может нам говорить о системных и институциональных изменениях во власти.
При этом, без изменения структуры власти, структуры управления, повышения заработных плат, формирования в обществе антикоррупционных взглядов не озможно не только искоренить коррупцию, но и начать работу по ее искоренению. Почему-то коррупция «по-молдавски» напоминает горизонт событий черной дыры, когда все что попадает за пределы этого самого горизонта событий уже оттуда не выбирается. Так и с молдавскими чиновниками.
Таким образом, можно констатировать, что никаких системных изменений в 2021 году осуществлено не было, а ведь скоро уже четверть срока правления Майи Санду истечет. Как-то уж нерационально президент использует отведенное ей населением Молдовы время для того, чтобы существенно и достаточно для доверия второго срока улучшить жизнь в стране.
Единственным возможным стоящим аргументом при оценке политики Майи Санду и нового правительства, полномочия которого, будем объективны, не столь продолжительны были в текущем году, является потенциальная помощь со стороны ЕС.
В тоже время, несмотря на аргументацию о потребности в получении финансовой помощи от ЕС (сомнений в таковой потребности не имеется) для обеспечения повышения пенсий и заработных плат отдельных категорий граждан, нам до настоящего времени не сообщают об условиях финансирования со стороны ЕС. Для признания прозрачности властных решений, в особенности, что касается получения помощи и кредитов, именно информирование об условиях финансирования является индикатором прозрачности.
Хочется услышать: является ли данная помощь безвозмездной, является ли она частью длительных кредитных соглашений и в чем их условие? Помнится, вопросы получения помощи от России в прошлом году даже выносились на решение Конституционного Суда.
К сожалению, отсутствие внятного и конкретного по своему содержанию канала связи от власти к населению, сокрытие под маской борьбы с коррупцией фактической деятельности по назначению угодных себе лиц и усиления центральной власти, все это является признаком построения тоталитарной властной машины в Молдове.
Автор: Евгений Кулагин
«Блокнот Молдова» предлагает подписаться на наш телеграм-канал https://t.me/bloknotmd - все новости в одном месте.
Новости на Блoкнoт-Молдова