В Хынчештах возродили поместье легендарного Манук бея
Читайте также:
- Возмущенные кишиневцы отстояли больницу легендарного врача, смотревшего смерти в глаза (10.02.2018 15:43)
- Легендарная Сорокская крепость оказалась связана с архитектурой итальянского Возрождения (04.02.2018 09:00)
- Единственный курорт в мире, где лечили вином, создал в Молдове «спаситель Петербурга» (16.12.2017 19:32)
Одной из жемчужин усадебных строений Молдовы XIX века является дворец Манук бея, расположенный в 36 км к западу от Кишинева, в южной части города Хынчешть.
К настоящему времени основная часть усадьбы отреставрирована и привлекает туристов не только из Молдовы, но и из зарубежья. Но не менее привлекательна и интересна история жизни ее основателя знаменитого в свое время Манук бея Мирзояна.
Манук Мирзоян при дворе турецкого султана
Манук бей Мирзоян – знаменитый дипломат и финансист армянского происхождения - родился в Рущуке (в Болгарии) и служил при дворе султанов. Он получил хорошее образование, в том числе владел несколькими языками, что позволило ему стать переводчиком при дипломатической службе.
Способный молодой человек снискал благорасположение султана, быстро продвигался по карьерной лестнице и вскоре возглавил финансовое ведомство. На этой службе он получил титул бея (князя) и создал свое состояние, став одним из самых богатых людей своего времени. Манук бей являлся монополистом торговли шелком, шерстью, табаком, хлопком и пряностями на территории всего Ближнего Востока. При этом турецкий финансист, по некоторым данным, работал и на русскую разведку.
Манук бей возвел дворец в Бухаресте, где в мае 1812 года, после продолжительной русско-турецкой войны, длившейся с 1806 года, с российской стороны Михаил Илларионович Кутузов, а с турецкой – визирь Ахмед Паша подписали мирный договор. По этому договору Бессарабия отошла от Турции к России. Манук бей, выступавший у Ахмеда Паши в роли советника, приложил к этому немало усилий, после чего Порта обвинила его в измене.
Дворец Манук бея до реставрации
Армянский дипломат на службе России
Манук бей переехал с семьей в Кишинев. В 1815 году уже от имени России он участвовал в работе знаменитого Венского конгресса, который должен был установить и закрепить в Европе новый международный порядок после бурных потрясений наполеоновских войн.
Император Александр I воздал должное стараниям Манук бея и произвел его в действительные статские советники. Это был очень высокий гражданский чин IV класса в Табели о рангах, приравненный к воинскому чину генерал-майора и придворному званию камергера. К особам этого ранга принято было обращаться: «Ваше превосходительство». Русский царь также пожаловал Манук бея орденом Владимира III степени.
Скончался Манук-Бей в 1817 году, не дожив до 50 лет, оставив жену с шестью детьми. По самой известной версии, причиной его гибели был несчастный случай – он неудачно упал с коня. Однако сразу же появились предположения, что он погиб в результате мести турок.
Похоронен Манук бей был у Армянской церкви в Кишиневе. Рядом с его могилой погребены и две его дочери, Мариам и Гаянэ. Надпись на его мраморной надгробной плите на армянском и русском языках гласит: «Здесь погребено тело драгоман-бея, действительного статского советника и кавалера Манук бея, скончавшегося 20 июня 1817 года».
Манук бей оставил наследство, оценивавшееся в миллионы золотых, о его сокровищах ходили легенды. Одна из них гласит, что он спрятал клад в катакомбах неподалеку от Армянской церкви, где и был потом захоронен.
Дворец Манук бея после реставрации
Молдавский Версаль
В 1816 году Манук бей приобрел в Гынчештах (Хынчештах) у местного помещика, титулярного советника Ионицэ Яманди земли за 300 тысяч леев золотом. Он мечтал создать там город будущего, приют для бежавших от османского ига армян и назвать его Александрополь, по-видимому, в честь императора Александра I. Для этого Манук бей вывез туда 100 армянских семей. Он стал налаживать хозяйство, поставив винокурню, заложив при этом основу для производства молдавских вин по французской технологии.
Но построить свой дворец он не успел. Сооружение дворца начал уже сын Манук бея Мурат (Иван), а закончил внук Григорий уже во второй половине XIX века.
На момент покупки поместье состояло из дома Ионицэ Яманди, который также называют домом графини Долгорукой, и окружающего его парка. Его площадь составляла чуть более 10 га, в настоящее время территория усадьбы – около 3 га.
Поместье Мирзоянов включало Дворец, Охотничий домик из красного кирпича, стилизованный под небольшой замок, дом управляющего, зимний сад, Белую столовую, библиотеку, помещения для слуг и хозяйственные строения, в том числе конюшни. Усадьба была окружена крепостными стенами со сторожевыми башнями. На ее территории располагалась и несохранившаяся ныне Армянская церковь.
Дворец расположен на северном склоне холма, на окраине парка. От главного входа у подножья холма к дворцу сквозь парк ведёт аллея. Дворец выполнен в стиле французского классицизма. Это гармоничное строение поражало своими широкими проёмами окон и лоджий, пилястрами, фасадной скульптурой. Терраса была украшена нишами, предназначенными для размещения статуй.
Залы дворца были оформлены в разных стилях: турецком, армянском, молдавском. Плафоны потолков дворца расписывал знаменитый художник Иван Айвазовский. Семьи Айвазовских и Манук беев, видимо, связывали и дружеские, и деловые отношения. В этот же период родной брат художника, Габриель Айвазовский был настоятелем кишиневской Армянской церкви, освященной во имя святой Богородицы, возведённой на деньги Манук беев.
Усадьба Манук беев поражала своей роскошью. Здесь были пруды с золотыми рыбками, фонтаны, все строения усадьбы соединялись с дворцом стеклянными галереями. В охотничьем домике, построенном в 1881 году знаменитым архитектором Александром Осиповичем Бернардацци, хранили провизию и напитки, в том числе богатые запасы прекрасных вин.
Потомки Манук бея продолжили развитие производства молдавских вин по французской технологии. При них в имении был выстроен винный завод, и местное виноделие перешло на промышленную основу. Завод существует до сих пор, это знаменитый своими винами «Витис Хынчешть».
Охотничий домик
Уже не дворец
В 1944 году дворец был сильно поврежден бомбардировками. По окончании Второй мировой войны он был реконструирован и приспособлен под училище мелиорации, а затем строительный техникум, при этом в конце 50-х годов XX века по приказу начальства были разрушены крепостные стены. Примерно в то же время исчезли и бесценные фрески Айвазовского.
С 1970-х годов охотничий домик был передан под музей Этнографии. В нем расположились различные экспозиции»: «Карты и документы», «Господари Молдовы», «Этнография», диорама «Ясско-Кишиневское сражение», собрание молдавских национальных костюмов и текстиля. Имеется выставка, посвященная флоре и фауне Молдовы, где особый интерес представляют коллекции бабочек и птиц.
После землетрясения 1986 года здание дворца признали аварийным, техникуму в 1991 году предоставили новое помещение. Дворец в 1993 году получил статус архитектурного памятника, однако никаких работ по его реконструкции тогда не было произведено.
Восстановление усадьбы
О реставрации усадьбы Манук бея речь зашла в 2006 году. В 2007 году был отреставрирован охотничий домик. Однако основные реставрационные работы начались лишь в 2014 году. На реконструкцию усадьбы было выделено более 2 миллионов евро. Ей предшествовали тщательные археологические раскопки, при которых была уточнена планиграфия усадьбы, исследованы ее постройки.
Из 10 зданий, которые первоначально составляли комплекс, к настоящему времени сохранилось лишь пять. Масштабная реставрация поместья была разбита на несколько этапов. Первый из них – это восстановление Дворца, Дома Ионицэ Яманди и Дома управляющего поместьем. Их реконструкцией занимались специалисты из Румынии. Вторым этапом является восстановление окружающей территории, включая фонтаны и галереи.
Открытие восстановленного дворца Манук бея состоялось 13 декабря 2015 года. К сожалению, подлинного интерьера во дворце не сохранилось, да и экспонируемые ныне в нем предметы являются новоделами, выполненными по сохранившимся эскизам. Изящная мебель итальянской ручной работы, паркет изготовлен из восьми пород дерева местными мастерами. На стенах музыкального салона четыре зеркала расположены так, чтобы создавать оптическую иллюзию – бесконечный коридор из отражений.
Несколько помещений усадьбы были переделаны. Например, в здании, где раньше находилась котельная, открыт ресторан. Огромный интерес посетителей вызывает и подземная галерея, соединяющая постройки усадьбы. В ней расположена и выставка, посвященная результатам археологических изысканий. Там можно увидеть найденные фрагменты архитектурных деталей и предметы быта.
Большая часть «Княжеского дворца» функционирует как музей, где также планируют проводить встречи государственной важности, конференции, встречи и лекции со студентами.
Дом Яманди княгини Долгорукой
Легенды о подземных ходах
Одна из самых таинственных легенд, связанных с поместьем, рассказывает о подземных ходах, где Манук бей спрятал свои сокровища. Подземные улицы находятся на глубине трех метров и связывают между собой все строения. Так из дворца можно попасть в дом смотрителя.
Точная топография всех подземных ходов, расположенных под галереями дворца, неизвестна, но есть сведения, что они проходят под всем городом. Один из отрезков подземного хода выходит к пруду усадьбы, второй – в городе к Дому культуры.
Участки ходов использовали местные жители для создания своих погребов, так что их первоначальную топографию восстановить сложно. Но, возможно, часть из них реконструируют, и это станет еще одним туристическим объектом.
Манук беи и Котовский
По одной из местных легенд, охотился за сокровищами Манук бея и сам Григорий Иванович Котовский. Поговаривают даже, что он и нашел клад.
Отец Котовского работал инженером-механиком на винокуренном заводе в Хынчештах, у Григория Ивановича Манук бея. Добрый хозяин целый год выдавал заболевшему механику пенсию и оплачивал визиты врачей. Он был крестным детей Котовских и после смерти родителей взял на себя заботы по воспитанию и обеспечению сирот.
Благодаря тому, что Манук бей оплатил своему тезке весь пансион, Григорий Котовский смог получить агрономическое образование в Кокорозенском сельскохозяйственном училище. Крестный собирался направить молодого человека на обучение в Германию на Высшие сельскохозяйственные курсы, но этим планам не суждено было сбыться из-за смерти Григория Ивановича Манук бея в 1902 году. Кто знает, случись по-другому, возможно, юный Котовский стал бы знаменитым ученым, а не известным налётчиком.
Дом семьи Котовских сохранился в Хынчештах до наших дней. До 1990 года в нем располагался музей «благородного разбойника» и прославленного комбрига Красной армии. В настоящее время это частное жилище.
Вот так причудливо, через поколение, переплелись нити судеб двух легендарных личностей своего времени – Манук бея Мирзояна и Григория Ивановича Котовского.
Аркадий Манеску
Новости на Блoкнoт-Молдова