«Блокнот Молдова» предлагает вниманию читателей традиционный обзор событий и тем, привлекших внимание общественности в уходящем 2022 году.
Первый обзор коснется сферы образования.
Следует отметить, что этот год для системы молдавского образования оказался очень непростым – еще более непростым, чем предыдущий пандемийный 2021 год.
Нехватка педагогов и скандалы на БАК
Начнем с того, что в Молдове по-прежнему катастрофически
не хватает учителей, и их число с каждым годом уменьшается. Молодежь не стремится работать в школах, особенно в сельских. За последний год систему образования покинуло 1,5% учителей, почти половина педагогического состава – лица в возрасте от 50 лет и выше. При этом доля учителей и менеджеров в возрасте до 30 лет снизилась на 0,5 %, а в возрасте 60 лет и старше увеличилась на 0,6 %.
Для нормального функционирования школ необходимо более 2000 учителей, это примерно на 200 человек больше, чем в прошлом году. В то же время к началу 2022-2023 учебного года в ряде учебных заведений, особенно в районах, некоторых педагогов просто не было. Например, в селе Чорешты Ниспоренского района не оказалось преподавателя математики, а физику преподает учитель, который уже много лет на пенсии. Такая же ситуация в селе Валя-Трестиень того же района. Потребность в молодых специалистах большая, но большинство из них наотрез отказываются работать в сельских школах.
В целях мотивации и привлечения молодых специалистов Минобразования увеличило надбавку для выпускников педагогических вузов. После двух лет работы они могут подать заявку на сдачу теста на повышение квалификации, при успешной сдаче которого получат 30% повышение заработной платы. Однако, по мнению директоров гимназий и лицеев, в которых не хватает кадров, все эти меры недостаточны и не убеждают молодых специалистов работать и жить в селах.
Возможно, ситуацию с педагогическими кадрами в Молдове можно было бы решить банальным
увеличением зарплаты учителям до уровня, достаточного для нормальной жизни, но денег на эти цели в бюджете все время не хватает.
- В повестке дня министерства стоит повышение заработной платы, и в зависимости от возможностей это будет сделано, - еще в марте заявил тогдашний министр образования и науки Анатолий Топалэ.
При этом министр труда и социальной защиты Марчел Спатарь отметил, что повышение заработной платы в бюджетной сфере необходимо, но это будет невозможно, поскольку правительству пришлось нести дополнительные расходы на предоставление компенсаций в холодный период и индексацию пенсий. Согласно данным Национального бюро статистики, в настоящее время средняя зарплата в сфере образования по стране немногим превышает 8200 леев.
Пандемия хоть и отступила на второй план, но успела наложить свой отпечаток на процесс обучения и, соответственно, на качество образования, что не лучшим образом
отразилось на результатах экзаменов на степень бакалавриата. Еще весной министр образования и науки Анатолий Топалэ объявил, что бакалавриат в 2022 году пройдет по всем ранее установленным правилам. Он также отметил, что экзамены будут проходить по новым программам с учетом того, что выпускники учились по новому учебному плану, утвержденному в 2019 году, и пандемия не станет препятствием для их проведения. Министр также дал понять, что ни о каком снижении сложности или исключении отдельных предметов на степень бакалавра, как это было в прошлом году, речи не идет. Отказываться от камер наблюдения в ведомстве также не собираются, так как они «продемонстрировали свою положительную роль в сокращении числа случаев мошенничества на экзаменах».
Всего сдача экзаменов БАК, как и годом раньше, проходила в 93 центрах, из которых 31 располагались в столице. На экзаменационную сессию 2022 года зарегистрировались 18 603 выпускника, в том числе 2 103 человека – кандидаты от предыдущих экзаменов. В 2021 году число кандидатов было значительно меньше – 16 773 человек; в 2020 – 17 305; в 2019 – 17 442; в 2018 – 18 357 кандидатов.
Накануне сессии БАК послание выпускникам школ
направила президент Республики Молдова Майя Санду.
- Это период полный эмоций для тысяч молодых людей, которые готовятся сдать выпускные экзамены и идти дальше по жизни. Желаю успехов во всех испытаниях! Если вы ходили на уроки и выполняли домашние задания в школьные годы, я уверена, вы с честью сдадите все экзамены! Я знаю, что вы хотите получать высокие оценки, но, что более важно – окончить школу с привычкой учиться. Выработайте в себе эту привычку. Способность учиться на протяжении всей жизни пригодится вам в быстро меняющемся мире. Удачи на экзаменах по БАКу! Я верю в вас! - написала Санду в своем обращении.
Заметим, что на экзаменах БАК-2022 не обошлось без скандалов.
Сначала кандидаты на степень бакалавра, сдававшие английский язык,
столкнулись с двусмысленной формулировкой вопроса в одном из заданий, за которое дают около 30 баллов, что является почти одной третью всех баллов на экзамене. В задании требовалось написать текст о городе в англоязычной стране, а далее – та самая непонятная формулировка. (Write an article about any city/town from an English speaking country but a capital city). Слово «but» чаще используется как «но», в то время как для слов «кроме, исключая» более привычно слово «except». То есть задание могло звучать «Напишите текст об англоязычной стране, исключая её столицу» или «Напишите текст об англоязычной стране, но об её столице». Поэтому, как утверждается в петиции, около 90% неправильно поняли задание и написали о столице страны.
Выпускники
обратились с петицией к Министерству образования, в которой отметили неоднозначность формулировки и просили засчитать оба ответа. В итоге Министерство образования пошло навстречу школьникам. При этом в ведомстве назвали формулировку задания правильной, подчеркнув, что правильная интерпретация требований задания III экзамена по иностранному языку является лишь одним из критериев, позволяющих провести оценку компетенций.
По итогам основной сессии 35% выпускников
завалили БАК в этом году, 43 выпускника сдали все экзамены на «десятку». Примечательно, что в прошлом году круглых отличников по результатам БАКа было 16.
Всего экзамены на степень бакалавра в этом году сдавали 17 709 кандидатов: 11 070 лицеистов, 4 184 учащихся колледжей, 221 студент, 146 кандидатов, сдававших экзамены экстерном, и 2088 задолжников по предыдущим сессиям. Экзамены на степень бакалавра в ходе основной сессии успешно сдали 11 522 учащихся, что составляет 65,06% от общего числа тех, кто проходил тестирование.
По итогам дополнительной сессии БАК число выпускников, не справившихся с экзаменационными тестами, несколько уменьшилось. В этом году на дополнительную сессию зарегистрировалось 3726 кандидатов. Экзамен сдали около 34,5% молодых людей, принявших участие в этой сессии, таким образом, еще 1286 кандидатов получили диплом бакалавра.
Количество выпускников, сдавших национальный экзамен на степень бакалавра в этом году, составило в итоге 12 877 человек. Так, из 11 070 старшеклассников 10 170 сдали национальный экзамен на степень бакалавра, что составляет 91,87% кандидатов. Более половины кандидатов из колледжей и центров передового опыта сдали национальный экзамен на степень бакалавра - из 4184 кандидатов, допущенных к сессии, экзамен сдали 2159 человек или 51,60%. Из 221 кандидата из университетов 133 сдали экзамен на степень бакалавра – 60,18%. Доля сдавших БАК кандидатов-экстернов составила 34,24% – из 146 кандидатов экзамены сдали всего 50. Из 2088 задолжников с предыдущих сессий экзамен сдали 365 кандидатов или 17,48%.
Общий процент сдачи национального экзамена на степень бакалавра на сессии 2022 года составляет 72,71%. Средний балл на национальном экзамене на степень бакалавра составил 7,25 для выпускников лицеев (7,19 в 2021 году). По данным Минобразования, 3143 кандидата сдали экзамены со средним баллом 8 и выше, у 857 кандидатов – 9 и выше. Всего в ходе экзаменов БАК-2022 было выявлено 16 случаев мошенничества, соответственно кандидаты были отстранены. 14 из 16 случаев мошенничества связаны с использованием шпаргалок, еще в одном случае был использован мобильный телефон. Но один случай оказался экстраординарным.
Уже после обнародования результатов БАК-2022
разразился новый скандал. На этот раз выяснилось, что экзамены за одного из соискателей сдавал кто-то другой. Анализируя видеозаписи с экзаменационных тестов было установлено, что за весь период нахождения в экзаменационной комнате, с момента получения теста до момента его сдачи, один из соискателей не сделал ни одной записи в бланке. И так было на всех четырех экзаменационных тестах, в которых принимал участие этот кандидат. Кроме того, видеозаписи показали, что листы, на которых кандидат писал в экзаменационной комнате, не соответствуют листам, представленным Центром бакалавриата. Таким образом, тесты данного соискателя могли быть решены за пределами экзаменационной комнаты и подброшены для проверки при участии кого-то из сотрудников, ответственных за организацию экзамена из Центра бакалавриата. В экстренном порядке назначено служебное расследование.
К чему Молдове университеты и научные институты?
Видимо, ни к чему, иначе, зачем Министерству образования нужно было бы ликвидировать ВУЗы, ставшие символами страны. Также символично, что накануне 76-летия создания первых академических научных учреждений Молдовы, Министерство образования и науки объявило о ликвидации 18 научно-исследовательских институтов. Таким образом, действующая власть завершила зловещий процесс ликвидации исследовательской системы, инициированный в 2017 году правительством Филипа, которое решениями превратило АНМ из главного научного форума страны и символа государственности в организацию-фантом, своеобразный клуб по интересам.
27 июня Министерство образования объявило о реорганизации университетов – 24 государственных вуза решили объединить в 4 крупных университета. В итоге Молдова также лишилась пяти университетов. Это Тираспольский государственный университет (эвакуированный в Кишинев), Государственный аграрный университет Молдовы, Академия государственного управления, Тараклийский государственный университет им. Григория Чамблака и Государственный университет физической культуры и спорта.
Против их уничтожения выступили бывшие президенты Молдовы Снегур, Лучинский и Тимофти, которые подписали письмо на имя Майи Санду с просьбой не ликвидировать Академию государственного управления и Тираспольский государственный университет. Снегур, обращаясь к Майе Санду, заявил, что уничтожение первого высшего учебного заведения страны – это неуважение к истории нашего народа. По его словам, в условиях неурегулированного конфликта на левом берегу Днестра политическая цена решения о ликвидации вуза будет выше экономической.
С критикой решения властей выступил также лидер партии «Шор» Илан Шор. По его мнению, вместо закрытия университетов министерство образования Молдовы должно разработать план по привлечению иностранных студентов и предложить конкретные меры для того, чтобы ВУЗы страны смогли зарабатывать и развиваться.
Ректоры, преподаватели и студенты также выступили против «реформы», поскольку, по их мнению, это решение разрушит многие отрасли, которые изучаются в этих университетах. Но власти эти доводы не интересуют – таким образом, они намерены сократить расходы на образование и переправить высвобожденные средства в более интересные для них сферы.
«Реформы», проводимые действующей властью,
стали шоком даже для наших ближайших соседей. В частности, Академия наук Румынии сравнила действия PAS с диктатурой. Румынская академия выразила обеспокоенность инициативой Министерства образования и исследований Молдовы относительно так называемой реформы высшего образования и исследований, которая объединит бывшие институты Академии наук Молдовы с университетскими институтами.
- Мы полностью согласны с протестом АНМ против этого акта и поддерживаем мысль о том, что решения о слиянии, передаче, поглощении должны основываться на объективной и прозрачной оценке (с четкими критериями и показателями), на убедительной аргументации и дискуссии в коллективах и на уровне всего научного сообщества, - отмечалось в обращении Румынской академии. По мнению румынских академиков, идея концентрировать исследования под одним руководством больше напоминает «период коммунистической диктатуры».
Заметим, что образование у нас вполне приличное. Свидетельством этого является
признание Румынией дипломов об образовании, выданных в Молдове. Соглашения между правительством Республики Молдова и правительством Румынии о взаимном признании дипломов, сертификатов и ученых званий, выданных учебными заведениями обоих государств, было ратифицировано в начале этого года.
В то же время количество студентов и преподавателей ВУЗов в республике стремительно сокращается. Многих специалистов и бывших руководителей в сфере образования это не удивляет - такую политику Майя Санду проводит уже около 10 лет.
В период нахождения Майи Санду на посту министра образования с 2012 по 2015 годы общее количество учебных заведений сократилось на 221 единицы (ВУЗов, школ и лицеев, колледжей). Если в 2007 году в Молдове насчитывало 132 000 студентов, в 2012 – 102 тыс., то в 2015 их число сократилось до 82 тысяч, а в 2020 их осталось всего 59 тысяч. В 2016 году в Молдове насчитывались 19 000 учащихся колледжей, в 2021 – 15 000. С 2007 по 2020 годы в Молдове стало меньше на 11 137 преподавателей. В 2021 г. на 70 тыс. студентов стало меньше, чем в 2017 году.
В этом контексте бывший министр образования Корнелиу Попович выступил с мрачными прогнозами для следующих поколений, которые хотят заниматься наукой или приобретать определенные навыки.
- Кроме примерно десятка тысяч молодых людей, которые уезжают каждый год, уедут еще десятки тысяч. Это приключение будет стимулировать отъезд молодых людей для приобретения определенных навыков. Это трагично, заявил бывший министр образования.
Государство в 2022-2023 учебном году
планировало профинансировать 8682 места: I цикла высшего образования – лиценциат, интегрированное высшее образование (бакалавр + магистратура) и II цикла – магистратура.
Государственный заказ поддерживает в первую очередь такие области как:
- педагогические науки (25% от общего количества бюджетных мест);
- инженерия, технологии и архитектура (19% бюджетных мест);
- информационные и коммуникационные технологии (11%);
- медицина (11%);
- сельскохозяйственные и ветеринарные науки и науки об окружающей среде (4%).
В связи с острой нехваткой преподавателей в системе общего образования, где в настоящее время имеется более двух тысяч вакансий, увеличено количество бюджетных мест для педагогических специальностей.
В перечень направлений профессиональной подготовки и специальностей в высшем образовании добавлены три новые программы для I цикла – лиценциат в области мультимедийного искусства – производство, игровой дизайн и анимация. Государственный университет медицины и фармации им. Н. Тестемицану открыл прием студентов на новые магистерские программы – Питание человека, Общественное психическое здоровье, Оптометрия и визуальные науки. В рамках двусторонних отношений было выделено 106 бюджетных мест для иностранных граждан: 76 человек – на лиценциат и 30 человек – на мастерат.
Всего в этом году высшее образование в Молдове получают 59,6 тысяч студентов, из которых 5200 человек – иностранцы. На румын приходится 51,6% иностранных учащихся, на израильтян – 19,1%, на индусов – 13,4%, на украинцев – 7,9%.
Показательно то, что многие студенты
не верят в свое будущее, сомневаясь, что по окончании ВУЗа смогут найти работу по специальности. Неверный выбор профессии, теоретические занятия, отсутствие практики, а также устаревшая информация, которую преподают в ВУЗах, - вот основные причины, по которым выпускники не работают по профессии. Это проблема не только молодежи, но и работодателей, которым сложно найти хороших специалистов. Некоторые работодатели считают, что проблема в слабом и некачественном образовании. Тем временем руководители ВУЗов утверждают, что делают всё возможное, чтоб улучшить качество образования, внедряя новые технологии и специальности.
Граждане, которые много лет назад закончили ВУЗы, также говорят, что не работают по профессии. Другие считают, что образование, которое сегодня получают студенты, не соответствует запросам рынка труда: «Сегодня у молодежи, к сожалению, мало знаний и много запросов, а это далеко не то, что требуется в бизнесе».
Тем временем в Молдове активно
продвигают применение новой формулы финансирования образования: нерадивым студентам-бюджетникам, не проявившим усердия в учебе, придется вернуть деньги государству. Эксперт по образованию Анатол Гремальский считает, что это борьба с ветряными мельницами, а виноват во всем несовершенный закон, который оставляет место для толкований.
- В законе не предусмотрено, что кто-то должен возместить расходы на образование, поэтому то, что не запрещено, разрешено. Государство должно найти другие механизмы. Нам нужно точно знать, в чем причина отчисления. Кроме того, это не государственные деньги, это деньги налогоплательщиков. Значит, государство должно вернуть деньги родителям? – задается вопросом Гремальский.
Требование вернуть деньги за учебу при отчислении – не лучший способ дисциплинировать студентов, считает Габриэль Лазэр, председатель самоуправления студентов Государственного университета Молдовы. Учебные заведения должны предлагать лучшие условия обучения, чтобы у студента не возникало соблазна бросить учебу.
А в это время власти «закручивают гайки» и внедряют в школах ЛГБТ-пропаганду
Сначала в республике
запретили советские фильмы о Первой и Второй мировых войнах под предлогом того, что фильмы военного содержания, произведенные государством, не подписавшим Европейскую конвенцию, не могут транслироваться аудиовизуальными медиа-сервисами. Затем под запрет попали символы «Z», «V» и Георгиевская ленточка.
В то же время правительство Молдовы решило
ввести новых героев: комбатантов и румынских фашистов, для чего приняло решение посвятить первый урок в молдавских школах памяти ветеранов приднестровского конфликта. Приказ Минобразования вызвал резкое возмущение в Приднестровье. В памяти жителей этого района республики еще сильны воспоминания о комбатантах, «которые в 1992-ом году убивали наших мужчин, женщин и детей». То, что творили комбатанты в приднестровских боях, председатель союза защитников Валерий Ширков, участник тех сражений, назвал геноцидом приднестровского народа.
- Им надо, чтобы молодое пополнение было воспитано в этой русофобской политике, поэтому они и привлекают героев, в кавычках, которые устраивали геноцид нашим в 92-м году. На нашей территории. Они в настоящее время в почете, объявлен же год комбатантов. Мы понимаем, что молодежь, как мы ей сейчас заложим наше мировоззрение, так оно и будет работать, - отметил Ширков.
Следующим шагом на пути закручивания гаек стал попавший в руки журналистов странный циркуляр министра образования Молдовы Анатолия Топалэ, адресованный руководству школ, лицеев и гимназий. В нем глава ведомства рекомендует директорам учебных учреждений
отслеживать действия преподавателей в социальных сетях, «чтобы в массы, в коллективы передавалась достоверная информация». По словам учителей, им прямым текстом сказали, что будут следить за тем, какие посты они лайкают и какие комменты оставляют в социальных сетях.
- Вы на местах, если выявляете случаи нарушения педагогами этического кодекса, высказывания педагогов в социальных сетях, недостоверные данные, участие в политических мероприятиях, вы на местах обязаны предпринимать соответствующие меры. Поверьте, что мы обращаем внимание и на ваше отношение к данным случаям, и на ваши действия в подобных ситуациях. Призываю вас в случае выявления некорректных действий, высказываний со стороны педагогов, предпринимать меры и быть настойчивыми, строгими и жёсткими, - говорится в документе, подписанном министром образования.
Затем появилась информация , что в Молдове
стартует кампания «ЛГБТ-дети в твоей школе», организованная центром защиты прав ЛГБТ-сообщества Genderdoc-M. Ее цель – повышение осведомленности о правах детей ЛГБТ в Молдове, чтобы учителя и другие взрослые в школьном сообществе осознали, что стереотипы и предрассудки в отношении ЛГБТ-детей затрагивают всех детей. Однако кампания #CopiiiLGBTînȘcoalaTa, еще не запустившись, вызвала негативную реакцию в обществе.
- Люди уже не в состоянии справляться со счетами и повседневными нуждами, но у правительства есть другие насущные заботы – продвигать ЛГБТ в школах. Европейские ценности для абсолютного большинства граждан Молдовы означают, прежде всего, демократию и достойный уровень жизни. Майя Санду и ее безграмотная и коррумпированная группировка понимают эти ценности совсем по-другому. Толерантность и недопустимость дискриминации не имеет ничего общего с преднамеренным и агрессивным распространением в школах вещей, абсолютно противоестественных для большинства жителей этой страны, - написал в социальной сети экс-премьер-министр Ион Кику.
Более резко высказался по этому поводу пятый президент Молдовы Игорь Додон. Он отметил, что Майя Санду и ПДС шаг за шагом разрушают веру, семью, экономику. Это руководство разрушает страну!
Следует отметить, что мнения родителей детей, которых намерено просветить ЛГБТ-сообщество, спросить никто не удосужился. А тем временем выяснилось, что они
категорически против подобных «форм просвещения» в школах. В редакцию «Блокнот Молдова» поступило обращение, которое наглядно демонстрирует отношение граждан к инициативе защитников прав ЛГБТ-сообщества. Жители столицы отмечают, что своими действиями Genderdoc-M нарушают права, как детей, так и родителей, являющихся их законными представителями.
- Считаем, что подобные «образовательно-просветительские» акции в школах и допуск представителей таких организаций к детям не то, что несут огромную угрозу их моральному облику и воспитанию, а способствует категорически неверным формам полового воспитания. Это наши дети, и мы не просим вас их просвещать!- говорится в обращении.
Там же отмечается, что допуск этих «просветителей» в школы не мог быть не согласован с представителями власти, министерства образования.
Показательно то, что инициативу Genderdoc-M
поддержала детский омбудсмен Майя Бэнэреску, которая заявила, что «изучение полового воспитания в школах будет способствовать снижению насилия и домогательств в отношении несовершеннолетних». Хотя следует отметить, что к половому воспитанию данная инициатива не имеет никакого отношения, если только это не воспитание в духе ЛГБТ-сообщества.
«Теряем страну»....
Так депутат и политолог Богдан Цырдя
охарактеризовал ситуацию в системе образования в Молдове с момента назначения Майи Санду министром просвещения.
- Когда они (Майя Санду. – Ред.) с Гросу пришли в систему образования, то решили проводить некую модернизацию, в результате чего они лично закрыли 119 школ, а всего было закрыто 205 школ и 400 оптимизировано. Они обещали, что система образования изменится, что увеличатся заработные платы у педагогов. В итоге средняя заработная плата педагога – в зоне 6000 леев, дефицит педагогов – 5000 человек. Дефицит оборудования в школах, автобусы, которые не функционируют, дети, которые ходят пешком километры, – заявил Цырдя в интервью для Sputnik Moldova.
Теперь, отметил депутат, власти взялись за оптимизацию вузов.
- Говорят, что якобы увеличится образовательный потенциал, а на деле мы потеряем свой интеллектуальный потенциал, – считает парламентарий.
Цырдя выразил озабоченность тем, что после скандальной реформы вузов власти начали продвигать и оптимизацию медицинских учреждений. По мнению депутата, все это приведет к административной, экономической катастрофе и банкротству страны.
Подтверждением этому предположение является запланированное на 2023 год
сокращение бюджетных расходов на образование, в то время как оборонный бюджет увеличится почти на 600 млн леев. В проекте закона о госбюджете предусмотрено, что в 2023 г. на оборону запланировано почти 1,5 млрд леев вместо 914 млн леев в этом году. В 2020 г. оборонный бюджет составлял 650 млн леев.
Что ж, «меньше знаешь – лучше спишь»!
А тем временем, по прогнозу экспертов, к 2025 году число молодых людей в Молдове может сократиться почти в два раза по сравнению с 2010 годом и будет составлять всего 5% населения.
Читайте нас на нашем сайте и в социальных сетях, и вы будете в курсе всех событий, происходящих в нашей стране и за ее пределами.
Подготовила Галина Малышева
«Блокнот Молдова» предлагает подписаться на наш телеграм-канал
https://t.me/bloknotmd - все новости в одном месте.
33183
Новости на Блoкнoт-Молдова